На сегодняшний день мы все с вами оказались в условиях длительного нахождения на ограниченном жилом пространстве с нашими домочадцами в режиме 24/7. В этой действительности полезно исходить из восточной философии: «кризис – это новые возможности». Давайте поддерживать моду на оптимизацию жизни.

760x543 2d07dceb7c6f0076086886e71f202d6f 600x400

Постарайтесь сохранить благоприятный климат в семье. Ничего удивительного, что самые дорогие люди начинают раздражать друг друга. И никакой трагедии в этом нет. Очень важен диалог между членами семьи и уважительное, дружелюбное общение. Учитесь договариваться и (самое главное!) соблюдать эти договоренности. Полезно собраться в чётко оговоренное время и провести анализ и пересмотр договоренностей без претензий, эмоций и вызова. Проговорить и проработать накопившиеся обиды. Если не уверены, что сможете максимально этично это констатировать устно, и боитесь ненароком обидеть, можно написать в письме (бумажном или электронном, не важно), отредактировать и дать прочитать адресату.

Сегодняшняя действительность – прекрасная возможность собраться всей семьёй за вечерним чаем с вкусной выпечкой, и обсудить, что у кого произошло, что взволновало, огорчило или порадовало, опечалило или повеселило вас и ваших близких, что их волнует, о чём их мечты и планы. Возможно, это станет традицией и после снятия ограничений.

В любом случае, в конце каждого дня и в дальнейшем подробно обсуждайте с вашими детьми что получилось, а что пока нет. Для понимания успехов и трудностей задавайте открытые вопросы, обращённые к конкретному опыту: что, как, для чего, зачем, что чувствовал, как это получилось или не получилось и т.д. В свою очередь давайте ему развёрнутую положительную обратную связь: опишите конкретный успешный опыт ребёнка, выразите радость, восхищение, уважение. И не жалейте объятий!

Соблюдайте, пожалуйста, привычный для вас режим дня, сна и бодрствования, питания, учёбы и работы, старайтесь заниматься спортом. Это важно!

Питание. Изоляция и некоторое нарушение привычного уклада жизни и так некий стресс… Не нужно ни в коем случае изменять свои пищевые привычки и, тем более, садиться в эти дни на диету. Лучше тратьте появившееся время на приготовление новых полезных блюд всей семьёй. Еда должна приносить вам прибавление сил и радость.

Обязательно занимайтесь физкультурой. Интернет предоставляет нам массу видеороликов и фитнесс-инструкторов на любой вкус и уровень физической подготовки (велотренажёр, йога, танцы и др.). Медицина настоятельно рекомендует заниматься физическими упражнениями минимум 7 минут в день, а лучше два раза в день. Это полезно не только для тела, но и для настроения, и психического состояния. Есть масса исследований на эту тему.

Когда у вас есть необходимость работы из дома, лучше изолировать домашних из комнаты. Надо договориться с ними, что строго отведённое время (час, например) вы «на работе», и вас нельзя отвлекать, если не возникнет чрезвычайных ситуаций. Смотивировать их (и себя!) на соблюдение этих правил. Пообещать ребёнку (и выполнить!) поиграть с ним после в любимую игру, порисовать, посмотреть фильм и т.п. (в зависимости от возраста и интересов).

Важно постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребёнка напрямую зависит от состояния взрослых. Опыт родителей показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс. Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о пандемии, но и не смакуйте подробности из интернет-сетей!

Поговорите с подростком. Спросите, что он сам слышал, читал и думает про ситуацию с пандемией, есть ли у него какие-то страхи по поводу этого вируса. Обсудите, чего он боится. Но в этом разговоре важно не напугать ребёнка, не передать ему свои страхи и тревоги. Страхам и своим, и ребёнка можно противопоставить простую понятную информацию: вирусы есть всегда, почти каждый год бывают эпидемии гриппа, и некоторые люди болеют, подавляющее большинство выздоравливают без последствий. Обратите внимание на важность соблюдения правил гигиены (мыть руки, умываться, пользоваться средствами дезинфекции для рук, носить перчатки на улице, протирать телефон и другие гаджеты влажными салфетками). Суть самоизоляции в снижении нагрузки на врачей и больницы в условиях пандемии. Лучше соблюдать рекомендацию реже выходить из дома, как бы не хотелось встретиться с друзьями в реальности. Мы можем не заболеть, но быть переносчиками вируса и заразить других.

Для школьников и студентов предусмотрено дистанционное обучение – серьёзный вызов для обучающихся и родителей, жёсткий тест на степень самостоятельности и ответственности студентов, на умение организовывать свою жизнь и управлять ею, на сформированность умения учиться и планировать свою деятельность. Несомненно, этот опыт пригодится в дальнейшей жизни и карьере!

Молодым людям в условиях дистанционного обучения сложнее всего сохранить режим дня и самодисциплину. Возникает много соблазнов. Важно включить все свои ресурсы на самоорганизацию и самоконтроль. Дисциплина вырабатывается и формируется поэтапно. Самое простое и элементарное – соблюдать режим дня.

Так заманчиво посидеть за полночь с друзьями, переписываясь в соцсетях, смотреть видео от модных блогеров… Однако следующий день можно просто вычеркнуть из жизни. Для организма полночные бдения - это сильнейший стресс, даже если вы проспите до полудня! И последующие сутки пойдут на восстановление от него. Постарайтесь не изменять свой режим сна. Высыпайтесь!

Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки возможностей организма и привести к излишнему напряжению и стрессу, а после снятия ограничений в передвижении труднее будет вернуться к обычной жизни.

Заниматься учебными заданиями лучше всего с утра, через час после пробуждения, предварительно угостившись завтраком. Очень важна организация рабочего места. Всё необходимое должно быть в зоне доступности руки, в то время как смартфон – вне рабочей зоны, а лучше уберите его в другую комнату, чтобы вас не отвлекали некоторое время. Перед занятиями проветрите комнату и приглушите лишние звуки. Делайте регулярные перерывы. Можно завести таймер и строго это время не отвлекаться. Вы сами удивитесь, насколько повысится качество вашей учебной работы.

Помните, пребывание дома — не «наказание», не трагедия, а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел, на которые раньше у вас не было времени. Не замыкайтесь в себе, не смотрите постоянно новости и не ищите там только плохое. Сейчас множество познавательных интернет- ресурсов открыли свои «кладовые» для свободного доступа. Можно также продолжать общаться с друзьями, знакомыми в мессенджерах или в чатах. А ещё – перезапустить общение с человеком за тысячи километров, связь с которым вы давно утратили, просто спросите его: «как ты там?». Между тем видео-чаепития уже стали обычным делом в некоторых семьях, разделённых расстояниями. Можно начать вести собственные видео-блоги на интересующую тему, изучать видеомонтаж или программирование, начать общаться со сверстниками из других стран на иностранном языке и многое другое. Пришло время новых возможностей, воспользуйтесь им!

Берегите себя и своих близких!

                                

                                                     Т.А. Игнатова,

психолог Коркинского горно-строительного техникума

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter