Подходит к завершению учебный семестр для групп первого и второго курсов. Студенты уже мысленно готовятся к экзаменационной сессии. Многие преподаватели именно в этот период проводят уроки по обобщению и закреплению знаний по комплексному материалу, который охватывает несколько разных тем предмета. Вот такой необычный урок-игра "Детективное расследование "Найти человека!" прошёл в группе КСК-17 по предмету «Алгоритмизация и программирование».
Целью урока было повторение и закрепление материала по теме “Разветвляющиеся алгоритмы”, воспитание у обучающихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива.
Была поставлена задача: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, развитие логического мышления: сравнения, анализа, синтеза и обобщения при решении практических задач.
Перед студентами группы были даны для расследования два вопроса:
«Когда в России отмечают день информатики?» и «Кто является изобретателем первой цифровой электронной вычислительной машины?»
Студенты представляли «следственные группы» по 4 человека, процесс «расследования» контролировала группа экспертов в составе преподавателя О.Г. Серебряковой и сотрудника информационно-вычислительного центра Е. Мелюшовой, а ход «следствия» вела преподаватель Т.А. Долапчи.
Каждая группа, а их было четыре, к концу игры выявила существенные данные по этим вопросам. Для этого им пришлось преодолеть несколько этапов: “В чем соль?”, “Золотоискатели”, “Определи номер” и “Внимание! Розыск!”.
«Юные следователи» по заданным предложениям угадывали известную пословицу, по приведённым блок-схемам “добывали золото” — данные из биографии учёного. По фрагментам программ с операторами условия, студенты определяли шифр ячеек камеры хранения, в которых спрятаны важные улики, по которым можно было завершать розыск.
В результате они получили ценные данные, а именно: 8 ноября исполнился 101 год со дня рождения выдающегося российского ученого, создателя первых советских и российских ЭВM Исаака Семёновича Брука, который родился в городе Минске. В 1936 г. этому учёному была присвоена учёная степень кандидата технических наук без защиты диссертации.
В августе 1948 года он подготовил проект "Автоматическая цифровая электронная машина".
Примерно в это же время он представил совместно со своим сотрудником, инженером Б.И. Рамеевым заявку на изобретение "Автоматическая цифровая вычислительная машина". Авторское свидетельство, выданное Госкомитетом по внедрение передовой техники в народное хозяйство за №10475 с приоритетом от 4 декабря 1948 года - первый официально зарегистрированный документ, свидетельствующий о том, что в России, в СССР начались работы по созданию ЭВМ.
С этой даты началась история современной информатики в СССР и в России и уже 60 лет отмечается как день науки информатики.
Делая вывод по уроку, можно отметить, что он построен на деятельной основе с использованием приёмов моделирования решения задачи в реальной жизни. Объект игры выбран с учётом интересов учащихся и требования современности. Сюжет разработан таким образом, чтобы в нём присутствовал динамизм и перспективы. При разработке содержания игры были поставлены игровые и учебные цели, определен объём необходимых знаний. На занятии реализованы принципы научности и новизны. Занятие носит практический характер и обеспечивает развитие познавательной деятельности, экологической сознательности и решение поставленных учебных задач. В результате студенты обобщили знания по работе с разветвляющимися алгоритмами. Занятие, по мнению участников, интересное и помогло в игровой форме достичь поставленных целей.
Ответственные за проведённое расследование
преподаватели информационных дисциплин
Т.А. Долапчи,
О.Г. Серебрякова