СГО Образование sgo.edu 74   asu pro 


 

Без общения, как известно, немыслимо ни общество, ни организация, ни группа. Способность общаться друг с другом — одно из величайших, если не самое главное, приобретение человека в ходе эволюции. Потребность в совместной деятельности ведёт к необходимости в общении. Общение оказывает позитивное воздействие на психическое здоровье; помогает развивать социальные навыки; создавать и поддерживать социальные связи; обогащает опыт; помогает в решении проблем; формирует личность.

7278

 

Основной целью учебной дисциплины «Психология общения» является формирование профессионала с определён­ными психологическими и нравственными качествами, необхо­димыми в повседневной деятельности. Её изучение помогает студенту лучше понять себя, свои потребности, интересы и ценности. Психология общения формирует как общечеловеческие, общекультурные, групповые, личностные, моральные ценности, так и специфические ценности, проявляющиеся только в процессе общения.

В едином процессе общения можно условно выделить три стороны: перцептивную (восприятие), коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие). Взаимодействие при интеграции коллективных усилий для совместного решения той или иной задачи называется интерактивным. Оно осуществляется через интервенцию (вмешательство) руководителя в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определённой целью. Доказано, что эффективность интерактивного взаимодействия зависит от эффективности групповой работы.

На днях студенты второго курса группы СЭЗ-23 при изучении интерактивной стороны общения в ходе практического занятия приняли участие в арт-тренинге «Рисунок по кругу». Цель тренинга: формирование ценностей общения через организацию совместной деятельности студентов, их кооперативное взаимодействие, создание у них положительного эмоционального настроя.

«Рисунок по кругу» - это методика, предусматривающая групповую работу. Суть заключается в следующем: каждый из студентов получает листок формата А4 и начинает рисовать на нём всё, что приходит в голову приготовленными цветными карандашами или фломастерами, далее по команде преподавателя передаёт свой рисунок следующему студенту, который в свою очередь продолжает рисовать уже на переданном рисунке и так, пока рисунок не возвращается к тому, кто его начинал.

Всего было три команды и в каждой – по пять участников, то есть на каждом рисунке остальные четыре человека добавляли что-то от себя. Когда все студенты завершили процесс рисования, все рисунки обсудили, перед этим дав название каждой работе, которую начинал. Студенты ответили на вопросы преподавателя: «Какие мысли были, когда вы начали рисовать?», «Какие мысли были, когда к вам переходили по кругу рисунки других участников команды?», «Какие эмоции вы испытали, когда получили ваш рисунок?» и др.

Как и сам тренинг, рисунки вызвали у студентов бурное обсуждение, положительные эмоции. Каждый из студентов оценил своё творчество, пояснив, что хотел изобразить и что получилось. В большинстве, все ожидания студентов оправдались. Разочарований не было, только позитив. Рисунки всем понравились. В ходе обсуждения уточняли, кто из студентов и какой нарисовал элемент рисунка, почему; почему именно таким цветом; какие мысли и чувства были, когда воплощали идеи на чужих рисунках.

Групповое занятие прошло интерактивно, все были включены в выполнение общей задачи. Было отмечено ценностное содержание занятия, включённость в него всех участников процесса, а также развитие умений действовать в спонтанной обстановке, скорости мышления, умения понимать друг друга и создания коллективного продукта. В заключение студенты высказали пожелание о проведении ещё подобных групповых занятий.

7277 7274 

 

 

Т.В. Гневашева,

преподаватель

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter