СГО Образование sgo.edu 74   asu pro 


Сегодня мы расскажем об одном из тех, кто стоял на самом передовом крае развития среднего профессионального образования в 80-е годы прошлого века: об одном из директоров профессионально-технического училища № 33 (ставшим отделением Коркинского горно-строительного техникума в 2012 году) Игоре Михайловиче Фролове. Эти воспоминания и строки собраны прежним сотрудником училища Г.П. Горячевой, работавшей с И.М. Фроловым.

И пусть они будут исполнены светлой памяти о нём…

5474



Летят годы, меняются времена,

Меняются политика, вкусы, нравы,

Но остаются люди, остаются их дела,

И всё то, что сделано их славными руками.

 

Талантливый человек талантлив во всём! Эти слова имеют самое прямое отношение к директору училища ПТУ № 33 Игорю Михайловичу Фролову. Руководителю и человеку с большой буквы, который в своё время внёс свою лепту в возрождение, процветание училища, обретение его собственного лица.

Игорь Михайлович Фролов родился 31 января 1950 года в городе Коркино Челябинской области. Два класса окончил в школе № 1, затем с родителями переехал в другую часть города и учился в школе № 25. В 1965-1969 в Челябинском монтажном техникуме получил специальность «Монтаж электрооборудования промышленных предприятий», он – техник-электрик. В 1969-1971 годах служил в рядах Советской Армии. Демобилизовавшись в звании старшины, трудился на предприятиях нашего города, в том числе, и в среднем городском профессионально-техническом училище № 33: с 16 июля 1975 года был мастером производственного обучения и вёл уроки черчения. В это время Игорь Михайлович учился в Челябинском политехническом институте на заочном отделении энергетического факультета. Получив диплом инженера-электрика, перешёл в Коркинский техникум пищевой промышленности заместителем директора по учебно-производственной работе.

В 1983 году он возвращается в наше училище, но уже директором. Сменил на этом посту Н.П. Захарова - заслуженного учителя профтехобразования РСФСР, удостоенного ордена Октябрьской революции и других высоких правительственных наград. Было Игорю Михайловичу на тот момент всего 33 года, а предстояло руководство немалым коллективом (около 600 учащихся-юношей и около 70 сотрудников).

Заместителем по учебной работе осталась Рида Степановна Киреева, заместителем по административно-хозяйственной части – Полина Давыдовна Фукс. Старшим мастером стал Юрий Петрович Бабушкин, заместителем директора по учебно-воспитательной работе назначили Галину Петровну Горячеву, в то время секретаря комитета ВЛКСМ. К сожалению, с заместителем директора по учебно-производственной работе Игорю Михайловичу не везло. Он по этому поводу даже высказался в журнале «Профтехобразование» № 3 за 1990 год.

С появлением нового директора в училище началась стройка. Сколько он руководил училищем, столько и вёлся ремонт помещений, строились сварочный цех и общежитие, благоустраивалась территория вокруг.

Многое выполнялось силами учащихся и сотрудников. Конечно, коллектив испытывал большие неудобства из-за этого, но в итоге все оставались довольны проведёнными работами. И спустя десятилетия удивляешься, как 33-летний молодой человек сумел не только принимать верные решения, но и мотивировать сотрудников и учащихся на претворение их в жизнь.

Кабинет математики был переоборудован в кабинет директора и приёмную. Конечно, недовольные были, и автор строк в их числе. Но вскоре все оценили такой ход. Игорю Михайловичу стало удобно проводить совещания, не нужно было искать место для проведения заседаний совета профилактики, воспитательных мероприятий с небольшим количеством участников. Директор не только предоставлял кабинет для этого, но и сам участвовал в них.

Или взять ремонт актового зала. Он продолжался несколько месяцев во время учебного года. Нетрудно представить, сколько проблем возникло. Зато потом! Какая красота! Сейчас, спустя 40 лет, многое в зале изменилось, но самое интересное пока осталось. Это настенная роспись, выполненная известным коркинским художником Артуром Фолленвейдером.

Интересно, что на стене не какие-то отвлечённые портреты, а изображения   сотрудников и учащихся училища. К сожалению, пожарные разместили в центре композиции свою сигнализацию. Но все же мы и сегодня рассматриваем творение Артура Гильдебертовича, с удовольствием вспоминая людей, работавших и учившихся под руководством Игоря Михайловича.

На групповом портрете сотрудники: В.Г. Изаак, Е. Куприянова, В.К. Суслов, Т.И. Перевозкина, Г.И. Ламбрехт, А.И. Захаров, Ю.П. Бабушкин, И.М. Фролов, Г.П. Горячева, учащиеся Саша Большаков, Игорь Медведев и другие.

На другом групповом портрете – всеми узнаваемые Л.С. Новицкая, В.Ф. Цыбульская, Р.С. Киреева, А.И. Низдиминов.

Преобразился и вестибюль училища, где поработала не только строительная группа, но и вновь А.Г. Фолленвейдер. На стенах появилась информация: как по истории училища, так и по подготавливаемым профессиям, вдоль стен - красивые и удобные мягкие скамьи. Раньше пол был покрыт плиткой, которая постоянно отскакивала, и вот он преобразился в монолитный из мраморной крошки, и сделали его учащиеся под руководством Ю.П. Бабушкина.

В результате ремонтно-строительных работ, запланированных Игорем Михайловичем Фроловым, появились учительская и большая комната мастеров с кабинетом старшего мастера. Библиотека переехала из обычного учебного кабинета на третьем этаже в большое помещение с огромным складом. Было завершено оборудование мастерских с зоной отдыха и фонтаном (к сожалению, не догадались эту великолепную зону сфотографировать для истории, а в трудные 1990-е, когда училище выживало и за счёт сдачи помещений в аренду, она была ликвидирована).

В слесарных мастерских были не только верстаки, но и различные станки.

Но это всё не то: по сравнению со строительством нового сварочного цеха на территории училища силами сотрудников и учащихся. Игорь Михайлович сам себе удивлялся спустя десятилетия: «Ведь строили его безо всякой документации! Задумали - сделали». Верным и очень надёжным помощником директора во всех строительных делах был старший мастер Юрий Петрович Бабушкин.

Новый цех позволил проводить уроки производственного обучения будущих сварщиков на высоком уровне. Когда он вступил в строй, бывшие сварочные мастерские переоборудовали в большой спортивный зал, без которого теперь отделение не представить. Уроки физкультуры стали проводиться в нём, и сразу же начался ремонт спортивного зала на третьем этаже, предназначенного теперь для внеклассной работы. Преподаватели, чьи кабинеты находились на втором этаже под спортивным залом, облегченно вздохнули: на уроках потолок перестал трястись от топота ног и ударов мячей, в кабинетах стало тихо.

Это так здорово: два спортивных зала! Сразу увеличилось количество спортивных секций, ведь занятия их проводились параллельно в двух местах. Сотрудники училища вечерами приходили в училище играть в волейбол и настольный теннис, появилось место для проведения дискотек, полноценных занятий танцевального коллектива (руководитель Т.И. Перевозкина).

Сварочный цех построили своими силами. Но была ещё одна грандиозная стройка во времена Игоря Михайловича: общежитие. Строили его профессионалы, однако учащиеся постоянно привлекались к вспомогательным работам. Без их помощи никогда за такой короткий срок пятиэтажное здание бы не построили.

Укрепление материально-технической базы создавало условия для воспитательной работы с учащимися. Автор этих строк, как её организатор, ни в чем не знала отказа. Были бы идеи, а директор всегда поддержит! Причём речь идет не только об общественно-политических и культурных мероприятиях. Вот только несколько примеров.

Организовался фотокружок. Первое занятие проводили на сцене актового зала, используя домашний фотоувеличитель. Дела пошли неплохо, и вскоре в училище появилась прекрасная большая фотолаборатория с 12 фотоувеличителями и другими необходимыми принадлежностями, 12 фотоаппаратами «Смена» и 2 фотоаппаратами «Зенит TTL». Вся жизнь училища была запечатлена юными фотографами. Фото-негативы и фотографии до сих пор хранится в музее истории.

По распределению из Донецка в Коркино на разрез приехал молодой инженер Сергей Максименко – мастер на все руки. Он был комсомольцем, и вскоре секретарь комитета ВЛКСМ разреза Сергей Чечевишников привел его в подшефное СПТУ № 33: «Вот вам руководитель авиамодельного кружка». Станки у нас были, а других материалов и приспособлений для авиамоделизма не было. Все это стоило недешево, и хоть бы раз Игорь Михайлович отказал в средствах! А Сергей Чечевишников не только привел С.И. Максименко в училище, но и сам стал ходить к нему на занятия кружка. Через год кружок устроил показательные выступления со своими моделями на спортивном празднике.

На следующий учебный год С. И. Максименко взялся вести секцию стрельбы из лука, оставив авиамоделизм на С.П. Чечевишникова. Стенды для стрельбы он сделал сам. А вот луки нужно было приобрести. Стоимость каждого – около 1300 рублей. По тем временем - очень дорого (для сравнения сказать: это больше месячных зарплат заместителя директора). Заметьте: секция только начинает работать, какие будут результаты - пока неясно. Но Игорь Михайлович без единого слова подписывает счет на 12 (!) луков. Не зря он это сделал. Очень быстро мальчишки под руководством Сергея Ивановича достигли больших успехов, стали спортсменами-разрядниками.

Игорь Михайлович никогда не диктовал, какие мероприятия проводить надо, какие – нет, но мы абсолютно во всём находили у него поддержку, даже в организации зимней рыбалки учащихся во главе с мастером А.Н. Блинковым в январские каникулы.

Автор этих срок решила, что нашим ребятам надо принять участие в движении студенческих отрядов. Обком комсомола – только за, но областное управление профтехобразования было против из-за имеющегося неудачного опыта. Но так хотелось свозить мальчишек на юг! Наконец, разрешили. Игорь Михайлович не только поддерживал, но и выделил средства на культурно-воспитательную программу. Причем столько денег, что их хватило на экскурсии, посещение цирка, концерт ВИА «Земляне», многократное посещение парка с катанием на любых понравившихся аттракционах… Два месяца работали мы в Волгоградской области на уборке урожая, и все это время окрыляли слова директора. Когда отправлялись в поездку, шёл дождик, а Игорь Михайлович произнёс фразу, которая всегда с тех пор сопутствует всем нам: «Всё хорошее начинается в дождь». И действительно, поездка получилась отличной, и на всю жизнь запомнилась мальчишкам.

Идея о создании музея витала давно. Силами нескольких поколений учащихся и сотрудниками был собран материал и экспонаты по истории училища, но разместить всё это было негде. Игорь Михайлович решил проблему: нашёл помещение, принял на работу художника Николая Николаевича Николаева и поручил ему оформление музея (и мастерских, и другую работу). Весной 1989 года состоялось открытие! С тех пор музей сильно разросся, занимает четыре помещения, экспонатов стало в несколько десятков раз больше, но мы всегда помним, что приказ о создании музея был издан Игорем Михайловичем Фроловым.

Перед открытием музея было собрано много ценного материала о сотрудниках училища. Например, переписка ветерана училища К.А. Плотникова с гражданином Польши, который, будучи мальчишкой, помог советским бойцам освободить от фашистов населённый пункт.

Игорь Михайлович и сам был инициатором добрых дел. Например, по его предложению каждый учебный год начинался и оканчивался спортивными праздниками. Для училища, где получали профессию несколько сотен парней, которым в ближайшее время предстояла служба в армии, это было огромным подспорьем!

Игорь Михайлович, как и положено директору, был председателем педагогического совета. Относился к этой своей обязанности с большой ответственностью. Даже объявление о дате проведения педсовета с повесткой дня писал собственноручно плакатным пером красивейшим почерком (жаль, не догадались сохранить для музея). Часто сам выступал с докладами. Они отличались продуманностью, аналитической составляющей, обоснованностью выводов. Преподаватель русского языка и литературы Миля Семёновна Витрикуш была секретарем педсовета. Она брала текст доклада Игоря Михайловича для протокола и каждый раз отмечала его грамотность: у директора никогда не было стилистических, грамматических и пунктуационных ошибок.

И.М. Фролов был коммунистом. Он всегда имел ответственные поручения: член партийного бюро, член ГК КПСС, депутат. Был и пропагандистом партийной политсети: вёл политзанятия для коллектива. И здесь его было интересно и приятно слушать. Широкий кругозор, грамотная доступная речь – всё это вызывало интерес. Более пяти лет он руководил депутатской группой городского Совета в микрорайоне с центром в СПТУ № 33.

Игорь Михайлович уважительно относился к коллегам, учащимся и их родителям. Не помним, чтобы он на кого-то повышал голос. А вот как прощал оступившихся – тоже знаем.

Фролов всегда заботился о тех, кто рядом. Заместитель директора по УВР ТУ № 45 Г.В. Шиповалова съездила в Ленинград на двухмесячные курсы во Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразования. Автор этих строк сказала, что тоже хотела бы побывать там. Вскоре директор привез приказ областного управления о командировке в северную столицу.

Помню, как сказала, что выхожу замуж, а на следующий день из рук директора получила ключи от двухкомнатного блока в общежитии, где прекрасно прожила со своей семьей десять лет. Согласитесь, что о таком мечтает каждый, но сбывается эта мечта у единиц.

И такое отношение было ко всем инженерно-педагогическим работникам. В общежитии проживали и другие сотрудники с семьями: В.В. Куприянов, В.М. Руськин, В.Г. Изаак, Е.И. Жевлакова, И.В. Киселёв…

Ещё Игорь Михайлович был отличным спортсменом. Он постоянно вечерами играл в волейбол, стал победителем турнира по настольному теннису среди мастеров производственного обучения, участвовал во всех спортивных соревнованиях, проводившихся для сотрудников.

В ноябре 1989 года Игоря Михайловича избрали заместителем председателя горисполкома, и он покинул наше училище, но по-прежнему интересовался делами СПТУ № 33, любил бывать в нём и в праздники, и в будни даже спустя десятилетия.

Всякий раз коллеги по работе поражались, как много читает, как много знает И.М. Фролов. С ним можно было поговорить на разные темы, услышать его мнение по любому вопросу, волнующему россиян. И до конца жизни он оставался очень скромным человеком.

После работы в горисполкоме Игорь Михайлович возглавил горводоканал. Хорошо помню, что раньше воду в городе могли отключить в любой день. А с приходом Игоря Михайловича был установлен единый день отключения воды: в среду.

В 1994 году он вернулся в Коркинский техникума пищевой промышленности, а в 1995 стал его директором.

Каждый, у кого жизненные дороги пересеклись с профессиональной и человеческой судьбой Игоря Михайловича Фролова, наверняка, могут добавить для этой публикации многое. Пусть светлые строки нашей общей памяти будут крепким обелиском этому человеку. Не зря прошагавшему свой сложный жизненный путь. Сделавшему для системы среднего профессионального образования так много, сколько может один человек, но с десятками граней долга, профессионализма, желания строить и созидать…

5473 5489 5488

                                                                                   Галина Горячева (Кунгурцева)

Фото из архива ПТУ № 33

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter