«Доверяю вам, как доктору. Знаю, что напишете, всё так и было…». Когда журналисту адресованы такие слова, это становится высшей наградой его творческого пути. И такие слова недавно были сказаны учителем-предметником Ниной Ивановной Сапегиной, отработавшей в Коркинском горно-строительном техникуме 47 лет.
Свой стиль
Эта профессия «метит» не случайных в ней на всю жизнь. И когда учителя с таким золотым стажем тебе доверяют, это и есть правда жизни. Всё остальное можно купить-продать. И пусть несогласные бросят в меня камень…
Родилась Нина Ивановна 20 июня 1944 года в селе Печёнкино Еткульского района Челябинской области. Вспоминает, чтобы набрать себе горсточку сахара, помогала маме на работе перетряхивать мешки. После окончания средней школы в 1961 году поступила в Челябинский педагогический институт. После его окончания получила квалификацию учителя средней школы по физике и химии. В январе-мае 1966 года работала на педпрактике учителем в Кулуевской средней школе Аргаяшского района, а с сентября и по 1969-й – учителем Каратабанской средней школы-новостройки. Кстати, на «подъёмные» после вуза она купила швейную машинку. Затем Нина Ивановна переезжает в Коркино, устраивается на работу в школу-интернат № 2.
С 1970-го по 2017-й – преподаватель химии, методист, заведующая отделением в Коркинском горно-строительном техникуме. Вдумайтесь в цифру стажа в одном образовательном учреждении! В Коркинский горно-строительный если влюбляются, то сразу и на всю жизнь…
Нина Ивановна Сапегина награждена медалью «Ветеран труда», почётной грамотой министерства топлива и энергетики РФ, является ветераном федерального значения.
Это – сухая, но точная «физика» биографии. А сейчас начинается трудная лирика…
Наверное, только в Печёнкино рождаются такие красивые люди: с такими синими, как знаменитый еткульский Голубой мыс, глазами. В таком же синем платье она, как всегда стильная и совершенная, впорхнула на наше интервью, точно красивая птичка. «Простите, опоздала на минутку: пришивала вязаный воротничок…, - стеснительно улыбнулась Нина Ивановна. – Особого богатства не было никогда. Просто всегда люблю быть в форме…»
…От всполохов синей горной лаванды взгляд оторвать трудно. И её глаза преданного делу учителя обещали рассказ о судьбе, близкой к подвигу. Просто за обыденностью он иногда очень скромен. Но подвиг ни с чем не спутать.
«Исправимый дефект»
- Считаю одним из главных качеств преподавателя то, что надо каким-то образом положительно привлечь внимание детей, - слова Нины Ивановны, точно стежок к стежку. – Это если снова вернуться к внешнему виду, чтобы нацелить аудиторию на сотрудничество. Помню, захожу на уроки, а мои студенты, посмотрев на меня, шепчутся. Спрашиваю: «Ну, и как?»
В ответ – большой палец руки. И так у одного, второго, третьего… «Ну, и переходим к предмету», - говорю ребятам. А у самой тепло на душе: «Приняли». А вообще обновка всегда приятна: мы же так себя благодарим. Однако главная благодарность для себя – выбор профессии. С годами мысль, что этот труд – и мой, прочилась. Ещё в седьмом классе я стала пионервожатой для четвероклашек. Конечно, нужно быть всегда с детьми, а не выше.
Н.И. Сапегина вспоминает и казусную ситуацию: однажды «мода» сослужила плохую услугу.
- Помню стою в деревенской каратабанской школе в туфельках на «шпильках». И вдруг чувствую, как тонкий каблук «ушёл» между половиц. А напротив сидит местный хулиганчик Витя Печёнкин, и в глазах – просто «чёртики» от смеха! Дёргаю ногой, бесполезно… Разулась, выдала туфельке «дембель», и как стукну ею о пол! В ответ «ха-ха-ха!» А через секунду – полная тишина, муху слышно. И снова урок…
Она признаётся, что с дисциплиной никогда проблем не было: ни в школе, ни в техникуме. А в каратабанской школе однажды влюблённая в молоденькую учительницу пацанва делает ей сюрприз: пока она наряжала до ночи клуб к Новому году, в её собственном жилище установили ёлку, накрыли стол…
- Не может быть, чтобы ребёнок был злой, - говорит Нина Ивановна. - Значит, вовремя не налажен контакт. – Но такое, как говорят технологи на заводе, «исправимый дефект»… Помню, в техникуме специально носила папку в руке, чтобы не путали со студентками. Помню, в начале моей работы захожу в аудиторию, а мне кто-то из студентов: «Садись со мной» (почти как в фильме «Большая перемена»!). Я – за последнюю парту. И тогда наш уважаемый преподаватель Леонид Филиппович Федотов (проработал в техникуме 30 лет – авт.) спрашивает: «Нина Ивановна, вам удобно?» Аудитория на меня вся развернулась... Так и познакомились.
- Нина Ивановна, а почему «на заре» выбрали для преподавания химию и физику?
- Моя школьная учительница почему-то не верила в мои данные. Мне «пришлось» полюбить этот предмет. Доказать...
«Он постарается…»
Как-то уже работая в КГСТ, Н.И. Сапегина в ответ на высокомерное поведение вызвала отца одного из мальчишек. А отец работал в высшем звене на разрезе «Коркинский». Фронтальный опрос, у всех – рука вверх, кроме виновника.
«Остаёмся после урока. Буквально пара предложений, никаких нотаций», - вспоминает героиня публикации.
«Нина Ивановна, извините, всё понял», - сдвинул брови отец.
- На другой день приходит мой студент, я его не тормошу. Сам вызвался отвечать. Проблемы решались быстро, долго биться не приходилось. Когда училась в институте, нам особо не говорили, как выходить из конфликтных ситуаций. Постигаешь всё сам, на личной практике. Однако надо забыть про унижение другого человека, не сорваться на крик, проще – «уйти на запасной аэродром», - уверена интеллигент Нина Ивановна. – Дети – как мы, только не имеют жизненного опыта. Как-то в походе надо было обработать одному туристу ранку, хватилась, а пузырька со спиртом нет.
Вычислила «фуршетника». Вместо угроз спросила: «Как себя чувствуешь?» Смотрю, ему стыдно так, что чуть не расплакался. «Не начинай свою жизнь с глотка спиртного», - говорю ему. А он мне: «Простите вы меня, только не говорите никому. Всё понял».
- Надо всё заканчивать положительным итогом, убеждать словом. Диалог, не менее. Но и не сюсюкать, особенно с парнями. Помню, некоторые родители плохо себя сдерживали после родительских собраний. А я: «Он постарается исправить двойки. Он постарается…».
Интересно, что у Нины Ивановны в своё время учился наш сегодняшний учитель истории КГСТ В.Ю. Родионов.
- Хорошие ребята. Помню, уже была на пенсии, иду по улице, бывший студент здоровается. Поговорили, забежал в магазин, догнал, подаёт торт: «Это вам…». У меня даже слеза навернулась.
А настоящей школой жизни, вспоминают преподаватели КГСТ, была ежегодная в 90-е годы уборка урожая в деревне Сухоруково. «Помню, отстающие поужинают молча, и идут убирать свои рядки. Самосознание… Вообще с молодёжью и сам молодеешь. Это вечный двигатель в работе педагога».
Подвиг – это всё, кроме славы…
- «Задержалась» в техникуме на 47 лет. Потому что мне здесь всегда было хорошо. Очень дружны мы были с Риммой Николаевной Нагирняк, хотя я была намного младше. Учила меня даже в затяжном дожде видеть надежду…
О коллегах Н.И. Сапегина рассказывает с особым почитанием: наверное, это и есть «пропуск» в особую атмосферу деловых отношений, которые прирастают чем-то большим.
Признаётся, что очень многому – мягкости, тактичности, деловитости научилась у М.П. Осинцевой, В.П. Стекановой, Л.К. Сусловой, Т.И. Кузьминой и других.
…Пока Нина Ивановна говорит, поглаживает тонким пальчиком колечко на руке. Это кольцо дочери, Татьяны. Это – связь между ними, между двумя мирами, между вечностями…
Но главный мосточек – Танина дочка Лерочка. Ей Нина Ивановна отдала всё, что могла и больше: всю мамину нежность и заботу. Вырастила, выучила, выдала замуж за прекрасного человека.
…Она говорит, и все мысли – на виду. Это оттого, что чистое сердце.
Нынче 20 июля вместе с туристической группой мне довелось побывать в Чудиновском храме в Октябрьском районе. Настоятель храма Иоанн тогда сказал: «Путь ваши помыслы, сердце будут чистыми и прозрачными, как роса на капусте…» А ведь это о таких, как Нина Ивановна.
Недавно Н.И. Сапегина отметила свой красивый юбилей. Если встретите в городе своего учителя, улучите минуту, пожелайте здоровья.
- Нина Ивановна, для чего человеку даются тяжёлые испытания?
- Наверное, Бог проверяет нашу силу, дух. Все проходят свой трудный путь. Никому этого не избежать. Не познаешь плохого – не оценишь хорошее. Сегодня мы с внучкой интуитивно чувствуем друг друга. И ей, и мне свыше светит Танина любовь…
В перерывах между звонками Лерочки и зятя Александра утешением служит ласка любимой кошки Мурлоши. Один глаз у неё зелёный, а другой – голубой. А ещё – общение с уважаемыми земляками в клубе скандинавской ходьбы. Это увлечение стало поистине спасительным. «Я понял, что без людей – точно никуда», - звучит убедительная фраза в фильме «Счастливый человек». И это – тоже о Нине Сапегиной. Нина Ивановна – частый гость в техникуме, совершенно родными стали её отношения с заведующей музеем, прежним преподавателем строительных дисциплин, краеведом Е.Ю. Даванковой.
Посмотрите на жесты Нины Ивановны на снимках. Руки – точно крылья. Крылья большой сильной птицы, которая режет воздух против течения.
Но тем и сильна. Ведь размах крыльев – тоже подвиг. Им не восхищаются ежедневно, потому что как сказал немецкий поэт И.В. Гёте, «подвиг - всё, кроме славы…»
…Но почему всякий раз мы так заворожённо смотрим на полёт?
Светлана МЕЖЕВИЧ
Фото автора