Logo obrazovanie svet


 

 

Наверное, каким-то Божьим знамением можно считать тот факт, что наша встреча с прежним преподавателем литературы и русского языка В.П. Стекановой состоялась 6 июня, в Пушкинский день.

- Я всегда любила читать. Это и определило мой давний выбор профессии, - Валентина Петровна, как истинный интеллигент и добрый спикер, говорит неспешно и сразу убедительно. - Хотя ни профессией, ни ремеслом учительский труд величать не корректно. Это твоя суть…

IMG 0020

«Москва слезам не верит…»

Родилась она в Омске, затем переехали в Коркино. Жили в бараке № 12, как раз напротив клуба «Горняк». И все приезжие артисты, вспоминает она, останавливались именно в этом бараке. Детей в семье было трое. Комната, разделённая деревянной перегородкой не до потолка давала статус двухкомнатного жилья, все удобства на улице, да это ничего по тем временам. И все три сестры получили высшее образование: это было престижно во все времена, а уж в послевоенные – тем более! Вступительные Валя сдала на сплошные четвёрки-пятёрки, конкурс на место в вузе близился к десяточке. «Как-то всё успевали, ещё ведь и по проспекту Сталина (ныне – Горняков, авт.) гулять!»

После окончания Челябинского педагогического института В.П. Стеканова (тогда ещё Савельева) начала в 1956 году в школе рабочей молодёжи № 2 посёлка Роза свой нелёгкий трудовой путь. Затем в послужном списке значатся школа-интернат № 1, школа № 9 и Коркинский горно-строительный техникум. В его стены она шагнула в 1968-ом. Когда численность учащихся перевалила за тысячу, появилась необходимость открытия второго дневного отделения. Его и возглавила Валентина Петровна.

- Вы спрашиваете, где работать было сложнее? В школе-интернате, тогда их называли Школы коммунизма, существовала целая система Макаренко: и подъем, и отбой, и в столовую – строем: дети – сугубо сложные, многие без родителей. Директором в ту пору работал Михаил Тимофеевич Маслов: строгий, по-другому было нельзя. Вспоминаю, сижу в воспитательской, отковыриваю крышку с банки с клеем ножницами. А он мне: «И чему вы тогда сможете ребят научить?» Школа жизни была во всём. Играли с ребятами в баскетбол, ходили в походы. Помню, один воспитанник сбежал, а мама у него лежала в диспансере на станции Биргильда. Поехала туда на розыски, иду леском, мужчина поравнялся. Я: «Вы тоже к кому-то в гости?» А он: «Да нет, я туда на лечение ложусь…» И ведь никогда ничего не боялась.

- Что такое учитель русского языка и литературы? Кроме любимого чтения – это горы непроверенных тетрадей, - говорит В.П. Стеканова. – Методику преподавания русского языка нам давали лишь на четвёртом курсе. И вот обложусь учебниками и штудирую науки вновь и вновь. Вот так… Помню, в школе рабочей молодёжи начинала работать, как в фильме «Весна на Заречной улице»: ты – молоденький педагог-девчонка, а напротив – взрослые люди… А в техникуме у меня было горное отделение. Что это значит? Одни парни, пятьсот человек. Помните, как в фильме «Москва слезам не верит»? «Когда трёх научишься организовывать, три тысячи уже не имеют значения…»

 

Война и мир

По нескольку лет Валентина Петровна отработала в ШРМ, в школе-интернате, в девятой школе. Кстати, школе-интернате дважды собирали партийное собрание: до того коллективу хотелось удержать эту учительницу! В Коркинском горно-строительном техникуме задержалась на тридцать шесть лет: по этой схеме, просто поднабраться опыта сюда так пришло полколлектива. И по какой-то доброй, семейной традиции остались навсегда...

Наверное, именно с приходом В.П. Стекановой в КГСТ появилась ежегодная процедура посвящения в студенты: это дисциплинировало, рос престиж, крепла адаптация ребят.

- А знаменитые сельхозработы чего стоили? Здесь проверялся характер каждого, - звучит рассказ о героической многолетней «картофельной» эпопее КГСТ в деревне Сухоруково. – Там был такой закон и порядок: если ты до конца не выполнил дневную норму, работаешь допоздна. Помню, приедут родители в гости и становятся с чадами на один рядок, чтобы «добить». Это было железно. А в финале работы поощрение – самый огромный арбуз от преподавателя. И все ждали этого, как чуда…

Ребята не забывают любимого педагога до сих пор. Она же, сложив натруженные ладошки «сердечком», тепло называет фамилии: «Олежек Комаров, Виталик Козорез, Павлик Меженин, Валерик Яцушко, Олежек Анищенко, да многие… Не бросают меня, предлагают помощь, справляются о здоровье…» А ведь эти Олежеки-Виталики сами седьмой десяток разменяли. Представляете авторитет советского учителя?..

- А как улаживали конфликты?

- Беседа многое может. Никогда не унижала достоинство студента. Сначала надо найти хорошее, оно в каждом есть. От этого и оттолкнуться...

Группы, которыми руководила на горном отделении В.П. Стеканова, были очень дружными. «Да как могло быть иначе, - удивляется она, - когда вместе мы проводили всё время: с утра до ночи?»

- И уважали, и побаивались, - вспоминает Валентина Петровна. - У меня никогда никто не уходил с уроков. А сколько я заставляла учить наизусть! Приговаривала им: «Чем тогда удивите своих детей?» И читайте хоть по страничке роман Льва Толстого «Война и мир»: там есть ответы на все вопросы.

 

Лететь по жизни

Однажды по заданию преподавателя, а затем и директора КГСТ Т.И. Кузьминой парни выполнили проект музея техникума. Музей тогда занимал всего одну аудиторию в четвёртом корпусе. Заведование предложили героине этой публикации. И снова Валентина Петровна проявила инициативу: предложила сделать древо преподавателей…

- А посмотрите, каким музей стал сегодня, под руководством неутомимого человека, краеведа и собирательницы Елены Юрьевны Даванковой! – восхищается Валентина Стеканова. – Что значит – на своём месте человек, она просто рождена для музея! И древо преподавателей как выросло, и какие мероприятия проводят на площадке музея муниципальные и областные власти! Спасибо за бережную память о людях, о Коркино, о техникуме…

Про себя она говорит крайне неохотно: больше про других. Например, про директора Коркинского горно-строительного техникума Николая Михайловича Давыдова. «Если про него, значит, про справедливость, вдумчивость». И так, с индивидуальной характеристикой про каждого, кого вспоминает: про А.И. Перевозкина, В.А. Голдобина, В.И. Барсукову, у которой в девятой школе была классным руководителем…

Богатейшая методическая деятельность – и этим, конечно, может похвастать моя собеседница. Десятки открытых уроков, показательных классных часов для коллег, молодых педагогов, литературные кафе-посвящения юбилейным датам, писателям, авторитетным людям, десятки грамот и благодарностей, которыми несколько страничек в трудовой книжке буквально испещрены, медали «Ветеран труда», «Отличник среднего специального образования», «За трудовое отличие», поездки в Москву на авторитетные учительские съезды и так далее…

В.П. Стеканова – преподаватель высшей категории. Ей неоднократно присваивалось звание «Лучший преподаватель», «Лучший классный руководитель», она – «Почётный работник топливно-энергетического комплекса», занесена в Книгу Почёта КГСТ. Кроме основных предметов преподаватель-методист Валентина Петровна вела уроки «Этика и психология семейных отношений» и «Основы марксистско-ленинской эстетики». На уроки семейных отношений парни, вспоминает Стеканова, просто ломились: хотелось подискутировать, поспорить, обсудить крупную статью в журнале «Огонёк» - «Письмо курящей девушке»…

- Помню, мой ученик Борис Коптяков в вопросе анкеты «Чем бы ты хотел увлекаться?» ответил: «Лыжами. И только лыжами!» До сих пор помню какие-то фразы, жесты, поступки наших студентов. Наших детей… Боря, открытый миру МЧС-ник, и сейчас навещает меня.

- Что, Валентина Петровна лучше: лететь по жизни, быть стремительным или жить неспешно, подробно?

- Подробно жить – достаточно противно… Чтобы я оставила в работе учителя? Преданность. А что бы ликвидировала? Тонны отчётной бумаги. И ещё – поменьше прагматики, побольше романтики.

 

«Немного на пенсии времени…»

- Три раза в неделю – скандинавская (ходьба – авт.), хоть каждый день с утра до вечера в саду паши, и я очень люблю это. Трудимся вместе со снохой – она в техникуме пищевой промышленности, как ранее он назывался, общественные дисциплины ведёт, Галина Викторовна Стеканова. Готовлюсь к свадьбе внучки, она юристом в Челябинске работает.

Валентина Петровна пытается быть оптимистичной и много шутить. В нашей беседе она призналась, что не будь этих жутких потерь, ничего бы не хотела менять в своей жизни. Уход обожаемых мужа, сына… Сыну вот только год будет, как не стало. Но что делать, если испытания даются свыше…

- Для моего сына не существовало технически нерешённых проблем. Инженер-технолог, всегда с улыбкой, абсолютно неконфликтный… А мужа моего, Александра Ивановича в нашем городе считали идеальным парнем – во всех отношениях. Был отменным лыжником, выступал за команду «Шахтёр», бегал вместе с белоносовским Николаем Петровым, бывшим директором шахты «Калачёвская» Анатолием Фроловым, другими ребятами. Достижения команды были высокими. Супруг до 1968 года работал в Коркинском горно-строительном техникуме преподавателем, а затем на нашем разрезе открылась должность инженера по промышленной эстетике. Однако в душе, как подчёркивал, был строителем. Прежде, чем возводить один из объектов соцкультбыта разрезовцев – плавательный бассейн, они с директором Иваном Антоновичем Афониным объездили в поисках опытных примеров всю область. Стекановы прожили вместе почти сорок пять лет.

Во время нашей беседы заведующая музеем техникума Е.Ю. Даванкова принесла старенький увесистый альбом: стихи о любви и дружбе по заданию своего наставника Стекановой находили и аккуратненько, от руки писали студенты техникума – Виталий Юровских, Светлана Каурова, Юрий Дубак и десятки других… «Помните, вы показали этот альбом на педсовете? – спросила Елена Юрьевна. – И предложили издать книгу…»

Сегодня Валентина Стеканова – старшая в группе скандинавской ходьбы, душа любой компании. Белоснежнейшая улыбка, глаза, как чёрная смородина, разнеженная от июльской жары. А вот её жизнь нежила не особо, доля учительская и материнская – одна из самых трудных на Земле. Всегда спасало, наделяло, направляло чтение: и сегодня по пять-шесть книжек берёт в центральной библиотеке. Как и прежде, любимый поэт – В. Маяковский.

Когда-то на глаза ей попались стихи, ставшие пожизненным девизом. В Интернете их можно найти под авторством Светланы-89 и сегодня. Но вот обрести такой же алгоритм решения житейских и профессиональных проблем придётся, не полагаясь на соцсети, каждому из нас.

Валентина Петровна Стеканова, которая скоро будет встречать 90-летний юбилей, его нашла…

 

IMG 0013 2 IMG 0029 3

                                                                     Светлана МЕЖЕВИЧ

Фото автора

 

...Мне говорят, что надо жить попроще.
Не брать себе задач не по плечу.
Пускай живут попроще только мощи
Я человек, я сложно жить хочу.
Жить очень сложно
С чуткою тревожностью
Смотреть вокруг,
В мучении морща лоб.
Жить очень сложно,
Но не ложной сложностью
Сомнительно метущихся особ.
Не отвергать того, что не понятно нам,
Но помнить лишь об истине одной:
Что простота есть в управлении атомом
И сложность есть в игрушке заводной..

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter