Иван Бунин, первый русский писатель – лауреат Нобелевской премии по литературе. В 1944 году, 80 лет назад, он написал заключительную тридцать восьмую новеллу, вошедшую в его сборник «Тёмные аллеи». Критики назвали этот цикл рассказов энциклопедией любви. «Я написал лучшую свою книгу», - говорил о сборнике Бунин.
Единственная книга в своем роде в русской литературе… До Бунина не было писателя, в творчестве которого мотивы любви, страсти, чувства – во всех его оттенках и переходах – играли бы столь значительную роль.
На уроке литературы обзорное изучение цикла рассказов «Тёмные аллеи» – серьезная и достаточно сложная задача: любовь длительная, тихое горение, безбурное счастье, - все это отвергается героями и автором. Короткая, ослепительная вспышка, до дна озаряющая души влюблённых, приводит их к критической грани, за которой стоит неизбежная гибель. Поэтому во время чтения и обсуждения рассказов Бунина становится важным, чтобы читатель-первокурсник правильно понял, не исказил восприятие такого важного для человека чувства как любовь. Да, по мнению Бунина, любовь трагедийна, т.к. резко меняет жизнь человека, она требует высочайшего напряжения духовных и физических сил, зачастую её финал приводит к трагическому концу. Но тем не менее Бунин воспевает любовь…
Расширить границы читательского восприятия позволил просмотр спектакля «Бунин. Рассказы», который был поставлен 2 апреля на сцене Челябинского государственного молодёжного театра. Первый раз студенты группы СЭЗ -23 посетили Театр юного зрителя. И, наверное, первый раз взглянули на классическую литературу под иным углом. Вниманию зрителя были представлены семь рассказов, вошедшие в сборник «Темные аллеи»: «Руся», «Муза», «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Кавказ», «Пароход «Саратов» и «В Париже». Семь рассказов о любви: страстной и безответной, скрытой и откровенной, корыстной и трагической…Волей и талантом автора герои каждой из этих историй оказываются в ситуации, когда они вынуждены сделать выбор, переступить некую грань, за которою будет другая жизнь. Или небытие…
Искренняя и безупречная игра актёров, символичный контраст белого и черного и как самостоятельное действующее лицо – музыкальное оформление спектакля – все это заставляет зрителя не только погрузиться в событийную картину рассказов, но и эмоционально переживать за каждого героя сцены в непредсказуемом развитии событий…
По какой-то таинственной причине живое взаимодействие между сценой и залом в разы усиливает эмоциональный эффект. Несомненно, театр действует достаточно сильно. Может быть поэтому во время просмотра, когда я украдкой смотрела на лица и поведение студентов, они, кажется, и дышали-то через раз. А после просмотра наши ребята долго ещё стояли перед ступенями одного из красивейших зданий Челябинска… Ели печенье с абрикосовым джемом и обсуждали увиденное. Кто-то тихо размышлял о человеческих взаимоотношениях, кто-то громко делился своими впечатлениями, кто-то делал фото на долгую память... Однако было то, что несомненно объединяло всех в этот момент – настоящие, чистые эмоции впечатлённого зрителя.
P. S. Очень важно, чтобы у современного поколения был развитый эмоциональный интеллект. Для этого нужно развивать основные четыре навыка: умение распознать свои эмоции; умение управлять ими; умение понимать эмоции других людей; умение выстраивать отношения с другими.
Театр, как и литература, - это большая возможность делать наших детей лучше. Пусть в нашем техникуме оживает прежняя добрая традиция: поездки студентов в театр…
Н.В. Ларцева,
преподаватель предметно-цикловой комиссии общественных дисциплин