10 февраля отмечает юбилей ветеран профтехобразования Лидия Степановна Новицкая.
Её родители, выходцы из простых крестьянских семей, как и многие их сверстники, разъезжали по новостройкам страны, которая называлась тогда Советский Союз. Когда они жили в башкирском городе Давлеканов, у них родилась третья дочь, названная Лидией. Произошло это 10 февраля 1934 года. В 1938 году семья Чернявских переехала в поселок Коркино. Батюшка Степан Трофимович, имея за плечами два класса церковно-приходской школы, устроился в стройуправление плотником, но постоянно учился и вскоре стал помощником начальника угольного разреза №1. Матушка Ксения Владимировна, в девичестве Романенко, окончила четыре класса. Училась она очень хорошо, ей предлагали продолжить обучение, но родители-крестьяне решили, что для сельхозработ и такого образования достаточно. Ей приходилось много трудиться: большой огород, корова, куры, кролики и т.д. Шила Ксения Владимировна и одежду для всей семьи.
Родители Чернявские не заставляли детей работать, но дочки помогали им, как могли. Огород был на их совести. Старшие девочки, кроме учёбы в школе, работали на разрезе – выбирали породу из угля. Летом они трудились в колхозе, зарабатывали траву под сенокос. Позже старшие дочери Чернявских выучились на врачей. На Лиде лежала уборка дома. Летом она пасла корову и телёнка, каждый день волокла домой мешок травы для кроликов, собирала травку для чая. И всегда с ней было рукоделие. Спустя годы детские работы Лидии Степановны хранятся в музее истории профессионального училища №33. О своём военном детстве Лидия Степановна рассказала в коркинской газете «Горняцкая правда»:
Девочка носила овощи и молоко в барак эвакуированным ленинградцам. У них был патефон, на котором они проигрывали пластинки с записями симфонических оркестров, опер в исполнении знаменитых певцов. А Лида, спрятавшись в кустики, часами сидела под окнами барака, очарованная музыкой. Летом, когда пасла корову, девочка пела на весь лес партии из опер голосом всех диапазонов. Зимой заходила в курятник, представляла кур зрителями театра и исполняла для них мужские и женские оперные партии, все подряд. Родители обратили внимание на её необычное поведение и выменяли патефон на овощи, а ленинградцы подарили ей пластинки. Родители купили Лиде ещё один предмет гордости и зависти – фотоаппарат ФЭД (фотоаппараты делали на заводе имени Феликса Эдмундовича Дзержинского), который нужно было ставить на деревянные треноги. Хвасталась Лида этим аппаратом ужасно. Ещё бы! Её в качестве фотографа приглашали и взрослые, и дети. Родители не ругали дочек за проказы, не им читали нотаций. Зато на всю жизнь девочки запомнили пословицы, постоянно звучавшие из уст взрослых: «Без труда не вынешь рыбку из пруда»; «Сначала подумай, а потом говори», «Семь раз отмерь – один раз отрежь» и другие. Частенько вечерами после ужина вся семья собиралась на чтение книг вслух. Читали все, но чаще других батюшка. Так Лида познакомилась с замечательными произведениями советских писателей: «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Поднятой целиной» Михаила Шолохова и другими. И конечно, начиналась дискуссия: как бы ты поступила? А почему так? «Роль родителей в формирование моих взглядов и моей личности я считаю первостепенной. Они привили нам трудолюбие, уважение к старшим, пунктуальность, ответственность за свои поступки, скромность, любовь к природе и многое другое», - спустя десятилетия говорит Лидия Степановна. А в школе эвакуированные ленинградцы организовали театр и ставили балет «Бахчисарайский фонтан», спектакль «Ночь перед Рождеством», а хористы пели классику из опер. Лида записалась в драмтеатр и хор. Юные артисты ездили с концертами по всей Челябинской области. Принимали их везде очень тепло. Пели они на бис несколько раз «Сова ли моя, совушка» и другие академические произведения. В школе было пианино. Организовывали конкурс в музыкальный кружок. Лида его успешно выдержала. Но успела она там выучить только ноты, скрипичный ключ и все, так как руководителя забрали в Челябинск. Там он организовывал музыкальное училище и стал его директором. Но вот в городе Коркино начали продавать музыкальные инструменты. Лида училась в седьмом классе, когда родители ко дню её рождения подарили пианино. Музыкальной школы в городе нет, как быть? Девочка стала подбирать песенки из кинофильмов на слух. Потом знакомые подарили «Самоучитель игры на фортепиано». Так и исполнилась мечта девочки. В школе она была секретарем комитета комсомола. Каждую субботу школьники устраивали вечера отдыха без взрослых. Они организовывали не только танцы, но и концерты художественной самодеятельности. Фото школы №1, сделанное учеником Дмитрием Степаненко 1 мая 1938 года
Школа была перегружена. Занятия шли в три смены. Однажды учитель математики предложил Лиде провести урок в шестом классе. Это определило её судьбу. После десятого класса в 1951 девушка поступила в Челябинский государственный педагогический институт на физико-математический факультет. Весенняя сессия на первом курсе. Осталось сдать два экзамена, но неожиданно за Лидой приезжают из Коркино, забирают, увозят домой. Почему так много людей во дворе? Все расступаются, и она видит… два гроба, в них её родители. Они погибли в автокатастрофе. Как жить дальше? Первая мысль – бросить институт и мечту об учительстве. Но надежные товарищи-студенты забрали девушку в Челябинск, помогли подготовиться к экзаменам и сдать их, заставили продолжить учебу. Подруга детства Нина бросила Полиграфический институт в Москве, перебралась в Челябинск и стала учиться на физико-математическом факультете пединститута, как и Лида, чтобы поддержать её морально в то трудное время. Дружба эта продолжалась до последних дней Нины.
После гибели родителей пришлось Лиде «нажать» на учебу. Как отличница, девушка стала получать повышенную стипендию, порой именную - имени Н.К. Крупской. На последних курсах института подрабатывала в вечерней школе при аэродроме, учила летчиков. Энергичная студентка не только совмещала отличную учёбу с работой в вечерней школе, но и была членом комитета комсомола института, по двум абонементам посещала филармонию, с удовольствием пела в хоре. Хор был на пять голосов, настоящий академический! Лиде досталась партия второго сопрано. Иногда руководитель хора не мог присутствовать на репетиции. И однажды, чтобы не тратить времени зря, кто–то предложил нашей героине дирижировать. Так и повелось. Занималась девушка в трехгодичном клубе радиотелеграфистов, где получила первый разряд. Имела она второй разряд по стрельбе.
В ту пору правительство задумало провести политехнизацию в школы, предполагавшую получение старшеклассниками рабочих профессий. Кто будет проводить политехнизацию? Конечно, учителя физики. Поэтому для них ввели дополнительные занятия. Студенты пединститута в институте механизации и электрификации сельского хозяйства изучали трактор и его вождение. В политехническом институте - грузовой автомобиль. В училище № 10 учились работать на токарном и фрезерном станках. На все эти умения у Лидии Степановны есть права. Её дипломная работа – модель трактора, все детали которого сделаны своими руками, даже двигатель! К десяти часам ночи девушка торопилась в техническую библиотеку. Там ей доверяли до 9 часов утра книги, учебники. Спала Лида по 4 часа в сутки. Выдержать такой темп жизни помогал спорт: каждый день занятия в спортивной секции (лыжи, коньки, бег, гимнастика). 1955 год. Студенческие годы позади, её мечта сбылась – сегодня идет работать в школу №3 г. Коркино. Входит, и что видит? Навстречу идет с букетом цветов тот самый учитель математики, который когда-то позволил ей, ученице, провести урок. «Добро пожаловать, коллега!» - приветствовал он её с улыбкой. На фото: 1955-1956 учебный год. Вид на школьный двор
И вновь закружила, завертела кипучая жизнь. Лидия Степановна не только вела уроки, но и проводила политзанятия с учителями, читала цикл лекций на родительских собраниях, преподавала политэкономию в университете марксизма – ленинизма. Чтобы быть убедительной в примерах, посещала предприятия города, знакомилась с технологией производства. Это помогло собрать ей богатый материал для составления сборника задач по физике. Он был высоко оценён и использован зав. кафедрой методики преподавания физики при защите диссертации. Ещё Лидия Степановна училась в аспирантуре при пединституте, по заданию преподавателей разработала программу по природоведению для начальных классов с расширенным применением законов физики, проводила пробные занятия по этой программе для всех учителей начальных классов. На вечерних курсах Коркинского горно-строительного техникума получила ещё одни права – слесаря. На областной комиссии сдала экзамен и получила права кинодемонстратора. В школе вела кружок технического творчества. С большим интересом ребята электрифицировали стенд в физкабинете, изготовили макет аэродрома, линию электропередач (сами мотали трансформаторы), макет «Космонавты на Луне». И занятия радиоделом не бросала. Лидия Степановна вошла в сборную города Коркино и успешно выступала на различных состязаниях, в том числе и республиканских.
И по-прежнему Лидия Степановна не забывала художественную самодеятельность: готовила солистов, чтецов, танцоров, хоры учащихся и учителей, оба на два голоса. Их выступления на городском смотре самодеятельности получили оценку «5». А практические занятия по астрономии проводила ночью. На танцплощадке в городском парке школьники вместе со своей учительницей наблюдали звездное небо, рисовали созвездия и т.д. Все это сближало Лидию Степановну с учениками. Они помогали ей во всем, провожали до дома, вместе ходили на каток, на лыжах. В 1960-е годы в городе построили новые большие здания для школ №2 и №9. Их сделали средними, а школа №3 стала восьмилеткой. Вскоре заговорили о закрытии школы №3 и создании в её здании учебно-производственного комбината, где учащиеся всех коркинских школ получали бы специальность. Когда учителя школы №3 услышали о грядущих преобразованиях, то задумались о новых местах работы. Как раз в это время в профессионально-технических училищах ввели среднее образование, такое же, как в школах. И несколько учителей школы №3 переходят в училище № 33. Это З.А. Суслова, Л.И. Онищенко, В.Ф. Цыбульская. В 1972 году присоединяется к ним и Лидия Степановна Новицкая. Все четверо проработали в училище много лет, получили почётные звания и внесли весомый вклад в подготовку резерва рабочего класса.
Лидия Степановна стала преподавать физику, астрономию, электроматериаловедение. Сначала нужно было оборудовать и оформить кабинет физики. Директор Н.П. Захаров выделил грузовую машину для закупки приборов в городе Челябинске. Ограничений в денежных средствах у училища не было, и преподаватель приобретала приборы не только для обязательных лабораторных работ, но и для внеклассной деятельности.
В СГПТУ №33 учились только юноши; в аттестате многих было по 2-3 четверки, а остальные пятерки. От учёбы они получали истинное удовольствие, любили мастерить. Ребята своими руками оборудовали два кабинета физики, электрифицировали стенды «Поверь в себя» и другие, выпускали ежемесячную газету «Физика – основа техники». Материальные средства позволили хорошо оснастить физкабинеты приборами, что позволило Лидии Степановне внедрить метод фронтального эксперимента, т.е. преподаватель демонстрирует опыт на учительском столе, и такой же опыт учащиеся проводят на своих рабочих местах. Такие уроки прививали интерес к предмету и повышали эффективность урока. Чтобы приобщить ребят к чтению технической литературы, Лидия Степановна давала на уроке время для обзора журналов «Техника – молодежи», «Юный техник», «Знание – сила». Сначала парни нехотя брали задание, а потом втянулись. Классным руководителем Лидия Степановна была в группах машинистов экскаватора и помощников машиниста тепловоза. Хорошо запомнилась защита фантастических проектов «Моя профессия в 2000-м году», конкурсы «А ну-ка парни», ансамбль ложкарей, руководил которым Сергей Брусенцов – выпускник Лидии Степановны. Он научил мальчишек играть на ложках, и они с удовольствием выступали на разрезе, на родительском собрании, городском и областном смотрах художественной самодеятельности. Чтоб приобщить парней к искусству, Лидия Степановна возила их в Челябинск на выставки, в театры. Нехотя они ездили, но, может быть, это единственное знакомство с оперой или балетом осталось в их памяти на всю жизнь. На одной из стен актового зала до сей поры сохранилась роспись, выполненная художником А. Фолленвейдером во второй половине 1980-х годов.
Избиралась в партийное бюро и профсоюзный комитет, проводила политзанятия и проверяла их проведение в других организациях. Долгое время Л.С. Новицкая была председателем первичной организации общества «Знание» - одной из лучших в городе.
Лидия Степановна нередко писала в газету «Горняцкая правда». Её материалы с интересом читали горожане. Сегодня они бережно хранятся в музее училища: в них рассказывается о сотрудниках и учащихся, их делах. Хотя педагогический коллектив училища был стабильным, он постоянно пополнялся начинающими преподавателями. Для них Лидия Степановна стала отличным наставником. Вот как об этом говорит Галина Константиновна Шелухина, впервые переступившая порог училища в 1979 году после окончания Челябинского государственного педагогического института и проработавшая здесь учителем физики 40 лет, отличник профтехобразования: «Пришла я в училище после окончания математического факультета, а пришлось преподавать не только математику, но и физику. Лидия Степановна отнеслась ко мне по-матерински, помогла глубже понять и полюбить новый тогда для меня предмет, щедро делилась своими педагогическими секретами. В итоге я стала преподавать только физику, о чём ни разу не пожалела».
Коллектив в училище был очень дружный. Вместе не только работали, но и проводили свободное время. И Лидия Степановна организовала немало интересных вечеров отдыха. Ежегодно проводилась конференция трёх коркинских училищ. Первая её часть была организована в форме обмена опытом, вторая – познавательно-развлекательное мероприятие. На одной из конференций в середине 1980-х годов Л.С. Новицкая отвечала за выставку «Мир наших увлечений». Лидия Степановна сумела превратить её в смотр талантов мастеров и преподавателей, открыла педагогов с неизвестной для коллег стороны. Прошло 35 лет, а та выставка в памяти коллег. Так в училище № 33 прошли 17 лет жизни этой удивительной женщины.
В 1989 году Лидия Степановна вышла на пенсию. Временно на два месяца её пригласили поработать в училище №14, а задержалась она там на 15 лет. На фото: профессиональное училище №14
Трудилась преподавателем, методистом, заместителем директора по теоретическому обучению. Большую часть времени посвящала работе с преподавателями и мастерами. Было трудно, т.к. в училище собрались люди, не имеющие педагогического опыта, преподаватели часто менялись. Вспоминает Т.И. Литвинова, позже директор ГОУ НПО «Профессиональное училище № 33»: «С Лидией Новицкой я встретилась в профессиональном училище № 14. До этого трудилась на промышленных предприятиях, и никакого опыта преподавательской работы у меня не было. Лидия Степановна, тогда методист, стала моим наставником. Она приходила на уроки, и, хотя видела много недостатков в их проведении, никогда не отзывалась отрицательно. Всегда говорила, что всё нормально, но нужно еще поработать над этим и этим, подсказывала, к кому из преподавателей на урок сходить и чему подучиться. Лидия Степановна не давила на педагогов, разговаривала с ними по-доброму. Юмор был её непременным спутником. Она умела указать на ошибки так, что их хотелось непременно исправить. С Лидией Степановной было очень приятно работать».
Лидия Степановна всегда любила свою работу и учеников. В каждом воспитаннике видела что–то хорошее, помогала им совершенствоваться. Она старалась урок сделать интересным, опыты проводить как фокусы. Разработала физическое лото по всем темам, карточки – задания, программированный опрос и т.д. Разработала новые типы уроков в форме игры «Экипаж», «Строим дом» и др. Так прошли 49 лет жизни Лидии Степановны в роли учителя. Работа – важная часть жизни Л.С. Новицкой. Но есть у неё и семья. В 1955 году она вышла замуж за Новицкого Владимира Никифоровича (1932 – 1998), выпускника нашего училища 1947 года, работника разреза. В 1957 году у них родилась дочь Елена (умерла в 2001), в 1967 – дочь Татьяна.
В 2004 году Лидия Степановна переехала из Коркино в город Кировград Свердловской области, где после окончания свердловского Горного института трудится и живёт её дочь Татьяна с семьей. Лидия Степановна ведет переписку с бывшими учениками.
У Лидии Степановны много увлечений. Нумизматика, например. Или сочинение рассказов. Их с удовольствием печатают в периодических изданиях. А рассказ Лидии Степановны о появлении в Коркино проводного радио стал победителем областного конкурса к 90-летию радио, опубликован в книге «Коркино – наш дом» и в «Учительской газете».
Вот такая жизнь нашего дорогого ветерана Л.С. Новицкой – отличника профтехобразования, учителя физики школы № 3, преподавателя физики профессионального училища № 33, заместителя директора по теоретическому обучения профессионального училища № 14. За большой вклад в подготовку достойной смены рабочего класса в 2010 году Л.С. Новицкую наградили медалью «70 лет Трудовым резервам». Удостоена она и настольной медали Законодательного Собрания Челябинской области.
15 лет как Лидия Степановна уехала из Коркино, но она в курсе всех дел нашего училища, постоянно поддерживает связь с бывшими коллегами и даже иногда приезжает в родной город…
Г.П. Горячева,
коллега Л.С. Новицкой, прежний сотрудник ПУ-33, КГСТ