У выпускников школ наступила жаркая пора выбора профессии.
Это серьёзный этап в жизни каждого человека. И, конечно же, многие тревожатся по этому поводу. Тревожность связана со страхом изменения в жизни и, одновременно, с желанием изменить свою жизнь. Некоторые подростки начинают задумываться о смене места жительства и сепарации от родителей.
Тревожность связаны и с желанием выбрать востребованную в будущем профессию. Есть часть обучающихся, которые просто не знают, что им делать после 9 класса и привычно остаются до 11-го класса.
Не стоит сбрасывать со щитов и гормональные взрывы, ведь подростковый возраст - это как раз период влюблённости.
Некоторые абитуриенты совершенно не заморачиваются и думают: «как будет так будет». Просто думают, что плохого с ними не случится. Позитивно мыслить – это здорово.
Помню, моя дочь в выпускном классе задавала вопрос: «Когда меня «призовут»? Это нормальная ситуация, когда ребенок растерян, не знает в какое учебное заведение пойти. Здесь необходима помощь родителей, педагогов, психологов.
Конечно же, сначала надо расширить кругозор относительно профессий. Для этого есть различные ресурсы, атласы профессий, можно посмотреть специальности прямо на сайтах учебных заведений, походить на дни открытых дверей и мастер-классы.
Надо подумать: «Что я хочу?», «Что я могу?» «Какие возможности у меня есть для приобретения данной профессии?».
Профессиональный выбор стоит на трёх опорах: первая - профессиональные склонности, вторая – личностные особенности, третья - способности человека.
Идеальный вариант: профессия вытекает из многолетнего увлечения. Например, человеку нравится не только читать рецепты, но и готовить пищу, нравится не только рассматривать машины, но знать, как они устроены, ремонтировать их.
Можно пройти психологическое тестирование по выбору направлению профессиональной деятельности.
Родители – главные помощники в выборе профессии. Но нельзя допускать перекладывание ответственности на маму или папу. Человек должен сделать выбор, осознанный для самого себя.
Выбор профессии с одной стороны, индивидуальное дело, потому что подросток сам готов поручиться за свою жизнь, с другой, совместное: потому что родитель - союзник, спонсор и человек, несущий ответственность за несовершеннолетних.
В современных реалиях можно обойтись без обучения. Если человек точно знает, чем хочешь заниматься, то можно закончить двухмесячные курсы или вообще ничего не заканчивать, а сразу начать работать. Однако устроиться в статусные компании, в которых хочется построить карьеру, обладать положением и уважением, без образования не получится.
Ну, а то, что студенческие годы помогут приобрести новых друзей, попробовать себя в разных направлениях деятельности, развить свои коммуникативные способности и умение работать в команде – это по умолчанию.
Н.В. Матвеева,
педагог-психолог