В рамках федерального проекта «Профессионалитет» в техникуме для школьников 9 класса было организованно профессиональное тестирование, направленное на выявление профессиональных интересов и способностей.
Тестирование – эффективный метод помощи школьнику в самоопределении. Однако, необходимо понимать, для чего в тестах «измеряются» те или иные параметры.
Интересы – будущая работа:
В первую очередь, это должно быть интересно ребенку. В данном случае тесты позволяют определить интересы ребёнка и сопоставить их с профессиями. Для этого используются различные классификации интересов: по предмету труда (человек-техника, человек-природа и т.п.), по сфере экономики (например, сельское хозяйство) и т.д.
Способности:
в профориентационных тестах стоит задача не «измерить» уровень IQ, а скорее выявить сильные и слабые стороны, касающиеся конкретных сфер интеллекта. Например, способность концентрироваться, лексические способности, абстрактное мышление и т.д. Различные сферы деятельности предъявляют разные требования к развитию тех или иных способностей. Диагностика помогает выбрать профессию в соответствии со способностями.
Личностные качества:
Личностные особенности ребёнка в профориентационных тестах помогают выявить определённые черты характера, которые влияют на профессиональный выбор. Например, эмоциональную стабильность, лидерские качества и т.д. Личностные особенности определяют, насколько комфортно будет человеку выполнять профессиональные функции, вести определённый образ жизни и т.п.
Мотивация:
Мотивация в выборе профессии – это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, на что ориентируется он при выборе той или иной профессии. Например, на общественно-социальную значимость, престиж, заработок и т.д. Диагностика позволяет вовремя скорректировать мотивы, подобрать профессию, которая сможет в будущем принести человеку удовлетворение
Знания:
В профориентации бывает важным выявить знания в конкретной области, для того чтобы построить оптимальную образовательную траекторию. Например, математические способности могут быть хорошо развиты, но уровень знаний в области математики недостаточно высокий для поступления в желаемое учебное заведение.
Готовность:
Готовность к профессиональному выбору можно измерять по разным критериям. Например, достаточная информированность о профессиях и рынке труда, умение принимать самостоятельные решения, планировать своё будущее и т.д. Диагностика готовности позволяет восполнить выявленные дефициты, возможно отложить выбор на какое-то время.
К.В. Соколова,
заместитель директора по учебно-производственной работе
На снимках: тестирование девятиклассников
Фото Светланы Ивановой