Logo obrazovanie svet


 

- Все вспоминают сегодня киностудию «Юность» Олега Максимова, а я подтверждаю, что мы в Коркинском горно-строительном техникуме начали эту деятельность раньше, - выпускник техникума, ветеран труда Виктор Лихтнер принёс в музей к Е.Ю. Даванковой остатки «былой роскоши», оставшиеся от фото- и кино-дела. И, конечно, пригоршню связанных с этим бесценных воспоминаний…

1962 КГСТ

 

- Когда я поступил в этот техникум, здесь обучали только на две специальности: были строители и «открытчики» («Открытая разработка угольных месторождений» - авт.), - рассказывает Виктор Эргардович. – И я поступил на ОРУМ. А хорошо известный сегодня Виталий Иванович Марченков (прежний глава Коркино, затем – заведующий общественной приёмной губернатора Челябинской области) – на ПГС («Промышленно-гражданское строительство» - авт.). Затем нашу группу переименовали – ГМ-3. Стипендия моя была 18 рублей, стала 36. Знаете, какая это радость была?! Интересно, что преподавали нам по учебникам, написанным лично этими педагогами. Здесь лаборантом работали Виктор Тремасов, он был старше меня года на четыре. Кстати, здесь в музее у Елены Юрьевны есть экскаватор, созданный его золотыми руками…

В.Э. Лихтнер рассказал, как вместе с Виктором и другими сподвижниками они организовали работу видеостудии – прототипа современного пресс-центра КГСТ.

- Решили организовать клуб фото- и кинолюбителей, - вспоминает выпускник 60-х. – Приобрели аппаратуру, кинокамеру: фильмы тогда были маленькие, узенькие, на 16 миллиметров. А помог в становлении нам преподаватель Семён Михайлович Гельман. В своё время в Алма-Ате он закончил вуз на режиссёра. Был очень эрудированный, очень много знал. Он преподавал литературу, и все дождаться не могли его уроков. Кроме науки, очень много говорил с нами о жизни, приводил реальные истории, факты, делился прочитанным. В нашем клубе кинолюбителей Виктор Тремасов был оператором съёмки, я – больше по свету, еще с нами работал Изя Москович. Помню, как-то привезли к нам в техникум из Магнитки две группы плановиков. Вспоминаю Раю Давлеканову – очень шустрая, бойкая. Мы организовали радиокружок. И вот мы включали в перемену «новости»… А вещали из рекреации, что находится под лестницей, ведущей в библиотеку в главном корпусе: в стене актового зала было такое «слуховое окошко», это даже сохранилось на наших старых фото… У Раи была хорошая дикция, она вещала. Её мы привлекли и для озвучки наших киносюжетов.

А основой новостей становились мероприятия, ну, вот так, как и у вас сейчас. Витя Тремасов снимал сбор картофеля в совхозе, спортивные соревнования, колонну техникума на демонстрациях… Помню, как бежали и снимали впереди колонны, чувствуя себя, по меньшей мере, Богами. А что потом? Мы заматывали наши «плёночки» и отправляли в Москву. Там проявляли, присылали обратно, а мы склеивали. И «крутили» в зале. Помню, как нам хлопали, ждали каждую работу! И пусть фильмов было не так уж много, зато эффект в те годы был потрясающий! Семён Михайлович привёз нам из областного центра удостоверения кинолюбителей, мы хранили их всю жизнь. А Олег Максимов ведь тоже учился в местном техникуме. И помню, уже работал в тресте «Южуралпромстрой», а приходил и расспрашивал Семёна Гельмана о тонкостях киноискусства, смотрел, как мы снимаем. И первооткрывателями этого дела в 1962-1964 всё-таки считаем себя.

Как рассказал Виктор Лихтнер, некоторые учившиеся с ним в КГСТ и уехавшие на историческую родину в Германию, попросили его сделать фото: каким стал родной техникум сегодня?

- Помню, фотографирую, и подходит мужчина: «Нельзя, говорит, что это вы делаете?» А я же из самых благих побуждений! Ведь каждый, кто учился здесь, и правда, считал техникум вторым домом. И, конечно, хотел бы иметь в архиве снимок такой альма-матер. Кстати, в общежитии напротив главного корпуса была наша фотолаборатория. Помню, активно откликнулся я и на первый фотоконкурс «Магия света», посвящённый деятельности Олега Максимова. Инициирован он был по задумке Татьяны Крымской. Наши «плёнки» тоже можно было бы оцифровать, знаю, они хранились в архиве техникума.

…В.Э. Лихтнер бережно берёт в руки снимок.

- Да, это наши преподаватели, всех помню: Гельман, Федотов, Красавин, Даванков, Корнеев – он был наш классный руководитель! А вот – Стеканов, хороший был мужик, отменно преподавал общую электротехнику! Может, кого-то и забыл, всё-таки мне 78 лет… Только на разрезе электромехаником отработал 26 лет. Ноги сегодня сильно болят, поясница, это уж издержки работы. Транспортный цех у нас был – до самого низа всё наши конвейера. Не будешь днём ходить - будешь ночью ходить. Всё приходилось подмечать: где что-то гремит, где утечка масла, где ещё что…

- Виктор Эргардович, техникум тепло вспоминаете?

- Знаете, с самыми хорошими чувствами, это правда! Я и на вечернем здесь учился, а потом нас пятерых отправили в Свердловск, в вуз. Вышел на дипломирование, отлично защитился. Работал затем электрослесарем, бригадиром, механиком, главным энергетиком в КПП. Дочка моя, Наталья Викторовна Всемирнова тоже заканчивала в своё время Коркинский горно-строительный техникум…

Виктор Лихтнер принёс в музей КГСТ всё богатство, оставшееся от плотного увлечения фото и кино-делом: проектор, бленду (специальную защитную насадку для объектива), несколько фотоаппаратов разных лет выпуска, в том числе, привезённых из республик бывшего Союза, разные комплектующие…

- В основном после техникума снимал семью, есть фотографии Второго участка, города… Как-то немцы, жившие на Втором участке, создали в социальных сетях свою группу, выкладывали в неё исторические снимки, причём шикарные. Похвалюсь: там были и мои работы. Потом эта группа куда-то исчезла. Лишь бы память не исчезала…

«Чувствовали себя Богами…», - думаю, эта фраза Виктора Лихтнера, относящаяся к активистам и сегодняшних пресс-центров, к начинающим журналистам и видео-операторам, к фотографам, несёт в себе истину. Бог и фотокор время не просто останавливают.

Они его для нас оставляют...

 

1962 год 1963 001

IMG 0091 IMG 0061

 

                                                                                   Светлана Межевич

Фото автора и из архива Виктора Лихтнера

Команда "Мотор!"

Даётся для звукооператора, по ней он включает свою аппаратуру, отвечает "Есть!" и только после этого звучит команда для оператора "Камера!". Когда снимают на пленку, важна именно такая последовательность - сначала "Мотор", потом "Камера". Если запускать камеру раньше звукозаписывающей аппаратуры, много метров пленки уйдёт впустую, в ожидании запуска звука. А плёнка дорогая - 300 метров Кодака стоит 600 долларов. 1 метр плёнки - 2 секунды. Звукооператор после команды "Мотор!" не просто нажимает на кнопку. Он должен сначала убедиться, что нет посторонних шумов, иногда - подождать пролетающий самолёт, урезонить перешептывающихся несознательных членов съёмочной группы, которых он тоже слышит в наушниках. И только после этого ответить, что звук идёт…

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter