«На протяжении всей нашей истории одной из основных причин, которые могли бы сплотить наш народ, помочь преодолевать трудности и проблемы, являлся патриотизм. Думаю, что патриотизм может определить духовную ценность общества. Роль патриотизма в основном растёт, когда объективное развитие государства сопровождается различными конфликтными ситуациями, когда жизнь граждан может быть под угрозой, то есть, образовалась напряжённость в обществе. Среди множества нерешаемых вопросов современности особенно выделяется проблема патриотического воспитания молодёжи…»
Это слова представителя молодёжной аудитории - рядовой студентки одного из вузов Свердловской области А. Акопян. Думается, ее посыл разделяет большинство, в том числе, сообщество Коркинского горно-строительного техникума.
Тема патриотизма сегодня актуальна и востребована как никогда за последние годы. Рассуждают о ней и учёные мужи, и рядовые граждане, и матери, и солдаты… Вернее, последним рассуждать некогда: они просто выполняют свою мужскую работу.
Как подготовить человека от пелёнок до службы Отечеству в традициях патриотизма? Ведь патриотизм – ёмкий кувшин. И здесь важна, и полезна каждая уроненная в него капля…
Одной из таких насыщенных капель на прошлой неделе стало открытое занятие «Лирика в творчестве поэтов русской литературы первой половины Х1Х века – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова» в группе 2КСК-22 у педагога русского языка и литературы Коркинского горно-строительного техникума Н.В. Ларцевой.
Занятие прошло в необычном формате, в виде практической работы по анализу поэтического текста. А посетили его научный руководитель инновационного проекта на площадке КГСТ «Организационно-педагогические условия применения проектной технологии в патриотическом воспитании студентов ПОО», доктор педагогических наук Г.Я. Гревцева и заместитель директора КГСТ по учебно-методической работе Е.А. Квитко.
- Ребята попытались раскрыть глубину патриотизма поэтов и проникновенность их чувств к Родине, - раскрыла цель занятия педагог Н.В. Ларцева. – Они запечатлены в их великих произведениях, оставшихся на века. И как нельзя лучше влияют на восприятие, то есть осмысление нравственных ценностей.
Нина Валерьевна попыталась выстроить занятие по всем методическим и творческим канонам, где переплетались и дополняли друг друга дидактические, воспитательные, развивающие задачи. Среди ожидаемых результатов обозначились приоритетные акценты: студенты участвовали в диалогах, осуществляя деловую коммуникацию со сверстниками и преподавателем. Ребята аргументировали собственное мнение. Оно выражалось в мыслях, где явно прослеживалось уважение к своему народу, гордость за свой родной край. Эта тонкая грань позволила чутью педагогов понять, что аудитория сопереживает судьбе своей Родины, находясь не виртуально, а рядом с нею…
- Это супер! – выскажет мнение среди коллег-педагогов после занятия Гульсина Гревцева. – Вообще, практикоориентированное занятие – это всегда благодатное поле деятельности, когда развиваются коммуникативные способности, умение работать с источниками, критическое мышление… А, что мне очень понравилось на этом занятии у Нины Валерьевны, это плотность, насыщенность урока, отрывки воспитательного плана. Мы сегодня много говорим о патриотизме. Сегодня много зависит от педагога, от такого доброжелательного, спокойного педагога. А сегодняшнее занятие – идеал для подражания. Посмотрите, сколько много материала – дидактического, раздаточного. Задания сами по себе интересные – и дети сразу мотивируются. Здесь сегодня и разные приёмы, и тесты, и кластер, всё расписано подробнейшим образом, есть критерий оценивания. На одном буквально занятии мы увидели всё: воспитательные, образовательные, социализирующие функции. И студенты милые…
Смутившись от заслуженной похвалы, педагог Н.В. Ларцева подвела черту под личным наблюдением:
- Когда ребята так работают в группах, кто-то сразу становится лидером, берёт на себя объединяющую роль, разворачивается, чувствуя, что его слушают, идут за ним. Так первокурсники очень хорошо и заметно проявляются, и каждый раз – по-новому. Очень интересно наблюдать, как они между собой контактируют, какая у них коммуникация.
«Нина Валерьевна обеспечила ребятам дидактический комфорт и психологическую безопасность, то словно растворяясь в нужный момент их мозгового штурма, то присаживаясь к группе, - поставила наивысшую оценку преподавателю Г.Я. Гревцева. – Кто вы? Скромный магистр? Да нет, уже просто заслуженный учитель…»
Ирина Ярославцева
Фото автора