В целях поддержки инновационной деятельности образовательных организаций в рамках государственной программы Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018–2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. № 732-П, в регионе реализуются меры по проведению научно-методической работы по реализации совместных с региональными инновационными площадками научно-прикладных проектов, обеспечивающих отработку новых технологий и содержания обучения и воспитания.

IMG 0001

В Челябинской области действует 56 региональных инновационных площадок. Методическое сопровождение федеральных и региональных инновационных площадок осуществляют организации дополнительного профессионального образования Челябинской области.

В минувший вторник в Верхнеуральске состоялось заседание областного совета по научно-методической и инновационной деятельности в системе профессионального образования Челябинской области.

Коллег тепло приветствовал заместитель министра образования и науки Челябинской области, председатель областного совета по научно-методической и инновационной деятельности В.В. Литке.

В разделе программы заседания «Инновационная деятельность» погружение в патриотически ориентированную социообразовательную среду Верхнеуральского агротехнологического техникума – казачьего кадетского корпуса мастерски обеспечил директор этого учебного заведения А.Я. Докшин.

Результаты реализации своих инновационных проектов представили делегации Копейского политехнического колледжа им. С.В. Хохрякова и Коркинского горно-строительного техникума.

Так, КГСТ представил заявительные документы на присвоение статуса региональной инновационной площадки по теме «Организационно-педагогические условия применения проектной технологии в патриотическом воспитании студентов профессиональной образовательной организации». Научный руководитель этого проекта – профессор Челябинского государственного института культуры Гульсина Якубовна Гревцова. Руководитель проекта: директор ГБПОУ «КГСТ» М.В. Афанасьев, координаторы проекта – заместитель директора по учебно-воспитательной работе М.Е. Медведева и заместитель директора по учебно-методической работе Е.А. Квитко.

О результатах экспертизы данной инновации коллегам доложила проректор по научно-исследовательской и инновационной работе Челябинского института развития профессионального образования И.Р. Сташкевич.

Основная идея проекта, представленного КГСТ заключается в создании организационно-педагогических условий применения проектной технологии в патриотическом воспитании студентов ПОО с целью формирования субъектного гражданско-патриотического поведения в ходе активной созидательной, проектной деятельности, разнообразных межличностных взаимодействий в условиях единой социально-педагогической системы.

Задачи проекта:

1) изучить нормативно-правовую базу, научную и учебно-методическую литературу по проблеме инновационного проекта, а также опыт патриотического воспитания студентов на основе применения проектной технологии;

2) исследовать реальные и потенциальные возможности применения проектной технологии в патриотическом воспитании студентов;

3) разработать, теоретически обосновать и реализовать на практике комплекс организационно-педагогических условий для патриотического воспитания студентов, предполагающий:

  • разработку и реализацию модели патриотического воспитания студентов;
  • реализацию плана инновационной деятельности по проблеме исследования;
  • разработку и реализацию внутренней системы повышения квалификации педагогических работников техникума по вопросу патриотического воспитания студентов;
  • осуществление взаимодействия с социальными партнерами;

4) апробировать в практической деятельности оценочный инструментарий сформированности патриотичности студентов;

5) разработать методические рекомендации, а также типовой пакет документов по вопросу создания и реализации организационно-педагогических условий по патриотическому воспитанию студентов с применением проектной технологии.

- В условиях переоценки ценностей и смены идеалов проблема патриотического воспитания как фактор социализации студентов является одной из приоритетных, - сообщили докладчики из Коркинского горно-строительного техникума. - Возрастает значение проектной деятельности. Это находит подтверждение в нормативно-правовых документах, определяющих социальный заказ общества в области образования и воспитания. Например, в целях реализации конкретных положений закона «Об образовании в Российской Федерации» в России реализуется Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в котором конкретизируется понятие патриотического воспитания как воспитания патриотической личности.

В «Стратегии развития молодёжи в Российской Федерации на период до 2025 года» определены задачи обновления и совершенствования научного и методического сопровождения процесса патриотического воспитания граждан, преобразования и развития наиболее успешных технологий, форм и методов работы по патриотическому воспитанию.

Сегодня востребованным является специалист, свободно ориентирующийся не только в предметной области профессии, но и обладающий высоким уровнем патриотичности, нравственности и гражданственности.

Данный проект является актуальным для системы образования Челябинской области, так как позволяет разработать систему патриотического воспитания студентов средствами проектной деятельности.

Актуальность обозначенной проблемы повышается в связи с тем, что педагог имеет значительный потенциал для создания необходимых организационно-педагогических условий применения проектной технологии в патриотическом воспитании студентов ПОО.

К сожалению, на сегодняшний день негативные процессы характерные в целом для страны, характерны и для молодёжи Коркино. Несмотря на то, что гражданско-патриотическое воспитание является важным направлением государственной молодёжной политики России и её регионов, проблемы гражданско-патриотического воспитания постоянно проявляются. Именно поэтому необходима системная и целенаправленная работа.

Новизна инновационного проекта заключается в

разработке системы патриотического воспитания студентов средствами проектной деятельности.

Несмотря на существенный интерес учёных к данной теме, проблема организационно-педагогических условий применения проектной технологии в патриотическом воспитании студентов ПОО по-прежнему в значительной степени не решена. Не получили отражения в научной литературе такие вопросы, как:

1) содержание патриотического воспитания в новых условиях современного общества (угрозы мирового терроризма, глобальное информационное пространство, виртуальное пространство сети Интернет);

2) факторы, способствующие воспитанию патриотично ориентированных студентов посредством проектной технологии: глобализация, информатизация и т.д.;

3) факторы, препятствующие воспитанию патриотично ориентированных студентов: дезориентация общества, недостатки современной системы образования, проявляющие себя при организации воспитательного процесса, субъективные негативные качества личности;

4) особенности социокультурной среды.

- Проект направлен на студентов техникума 1-4 курсов, - сообщили адитории докладчики из КГСТ. - Социальные партнеры обогащают спектр существующих проектов техникума своими возможностями (предоставлением своей МТБ, информационными ресурсами и др.)

Студенты Коркинского горно-строительного техникума являются активными участниками различных конкурсов, фестивалей, творческих эстафет, встреч. В техникуме реализуется программа дополнительного образования «Патриоты России», как один из головных проектов техникума. В его рамках будут реализованы индивидуальные и групповые подпроекты по патриотическому воспитанию, которые нацелены на развитие патриотического сознания через активную проектную деятельность. Руководители подпроектов – педагоги, социальные партнёры, активные студенты. Уже разработан перечень проектов в рамках головного проекта, и студенты могут сами выбрать направление по своим предпочтениям. Например, виртуальный музей КГСТ, Школа развития личности «Гармония», военно-патриотический клуб «Воин»; заслуженный коллектив народного творчества Челябинской области, молодёжный театр «Проспект Горняков имени Евгения Разудалова.

Реальными социальными партнёрами нашего техникума в этом направлении являются: библиотека имени Кердана, киноклуб имени Горького, Дворец культуры «Горняк», городской музей, детские сады Коркино. Поддерживаем социальные связи с челябинской «Сменой» и магнитогорским «Магнитом», военно-патриотическим клубом «Дивизион» города Челябинск, воинской частью. Чебаркуля, местным военкоматом.

Студенты техникума являются активными участниками различных конкурсов, фестивалей, творческих эстафет, встреч с интересными людьми, ветеранами боевых действий. Для них регулярно организуются просмотры кинофильмов, экскурсии, беседы, семинары на патриотические темы.

В перспективе планируем расширение социальных связей и увеличение числа социальных партнёров в сфере патриотического воспитания студентов Коркинскогг горно-строительного техникума. Интересны с этой точки зрения Челябинский государственный институт культуры, областной краеведческий музей Челябинской области, «Боевое братство» Союз офицеров России» и казачий клуб «Ермак» города Коркино.

Предполагаем, что реализация проекта обеспечит:

– переход студентов на более высокий уровень патриотичности в результате реализованной модели патриотического воспитания студентов;

– совершенствование нормативного и организационно-методического сопровождения патриотического воспитания;

– формирование чувства патриотизма у студентов;

– увеличение числа граждан, в том числе молодежи, вовлеченных в мероприятия по патриотическому воспитанию, увеличение числа молодых граждан, сознательно готовых к исполнению своего гражданского долга, в том числе службы в ВС РФ,

– увеличение количества участников проектов и мероприятий в сфере молодёжной политики и гражданско-патриотического воспитания;

– повышение информационной доступности по вопросам реализации молодёжной политики и патриотического воспитания;

– повышение квалификации педагогических работников по проблеме исследования.

По результатам работы инновационной площадки могут быть организованы областные мероприятия по распространению опыта патриотического воспитания студентов на основе проектной технологии, а также выступления и публикации педагогических работников Коркинского горно-строительного техникума.

Заслушав и обсудив заявительные документы соискателя статуса региональной инновационной площадки, совет рекомендовал открыть региональную инновационную площадку на базе Коркинского горно-строительного техникума по заявленной теме.

Ответственными исполнителями назначены директор КГСТ М.В. Афанасьев и доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и этнокультурного образования Челябинского государственного института культуры Г.Я. Гревцова.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter