На фоне последних событий мы как-то позабыли о том, что способно лечить нашу душу. Одно из таких лекарств – общение с глубокими людьми. С творчеством, составляющим наше нерушимое наследие и национальную идею.
Об экспозиции фоторабот нашего известного земляка, краеведа, фотографа Василия Цицера, написавшего знаменитую книгу «Коркино. Трудный уголь посёлка», мы не рассказали своевременно. Хотя выставка прошла в городском выставочном зале в феврале.
Дело в том, что публикациями на сайте Коркинского горно-строительного техникума, где когда-то работал Василий Цицер, и в газете «Горняцкая правда» мы хотели сделать скромный подарок именно к 21 марта.
Памяти Василия Цицера, у которого в этот день – столетний юбилей.
Его сыну Юрию Цицеру, специально прилетавшему на коркинскую выставку из Германии.
Дружным одноклассникам Юрия Васильевича, всегда поддерживающим общие рациональные идеи.
И всем нам, счастливым современникам этих уникальных личностей.
И потомкам...
Выставка фото-сюжетов и коллективного портрета коркинского труженика с тематическим названием «Угли» состоялась, благодаря стараниям её куратора Анастасии Костылевой. Найдя в социальных сетях благодатный фотоматериал, девушка предложила Юрию Цицеру лишь выслать его для обработки. Что из этого получилось, 11 февраля на презентации и потом видели благодарные зрители. Превращение 25 редких, уже раритетных и бесценных снимков в цельные полотна велось кропотливыми днями и бессонными ночами. Анастасия задействовала всю широту дизайнерского вкуса и мастерства.
На презентации не было ни одного свободного места. Своё творчество щедро подарила скрипачка М. Шленчак. И как-то сразу камерная обстановка переросла в дружеское тепло. Многочисленным посетителям удалось увидеть эти богатые судьбами снимки. Вновь спроецировать на них, где запечатлены родители, знакомые и соседи, солнечный луч…
- Их судьбы – как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет другой, похожей на неё, - открывала встречу-презентацию в тот день сотрудница выставочного зала Т.В. Векерле.
- А если кто-то незаметно жил?
И с этой незаметностью дружил?
Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей…
…Да, эти слова вправе можно отнести к автору снимков – Василию Васильевичу Цицеру. Сорванные с привычных мест, сосланные в сороковые годы немцы, люди трудолюбивые и скромные, несли на себе печать особых условий. Но многие из них не растратили полноценного чувства жизни, пытаясь поделиться с миром желанием ненавязчиво нести национальные традиции, кухню, обычаи, оставить настоящее для будущего.
Интересно, что сын автора этих фотографий, Юрий Цицер прилетает на малую родину довольно часто: чтобы встретиться с одноклассниками, с земляками.
30 сентября 2019 года сайт Коркинского горно-строительного техникума публиковал материал «Когда второе невозможно без первого…». Тогда Юрия Васильевича, человека также удивительной скромности, всё же удалось разговорить.
…Если бы не Великая Отечественная война, то не встретились бы Елена Фризен и Василий Цицер, родители Юрия. Василия война застала в Москве, где он учился в Институте инженеров геодезии и картографии. Вернее, он даже был на практике на Дону, откуда их сразу отозвали в столицу для продолжения учёбы. И её продолжили, но уже без Василия. Его депортировали в Южный Казахстан, а уже оттуда он попал в трудармию на Урал.
Стране был необходим уголь, и шахты стали рабочим местом для трудармейцев. Многие из них потеряли не только здоровье, но и жизнь. Василий Цицер попал в Коркино на открытый разрез, и, начав с работы слесарем, дошёл до маркшейдера (помогли институтские знания).
Здесь же, в Коркино он встретил свою любовь Елену. В 1946 году они создали семью, в которой один за другим родились три сына: Юрий, Анатолий и Виктор. Начиналась семейная жизнь, как у многих, во времянке…
В конце концов прочно обосновались в Коркино. Кроме основной работы, у Василия Цицера появились хобби: с 1951 года он серьёзно занялся фотографией, считая её своей второй профессией. В 60-х он работал в горно-строительном техникуме, и с помощью снимков изготавливал наглядные пособия. Современная молодёжь этого даже представить себе не может, а в те времена для такой работы нужен был профессиональный уровень.
Вторым хобби стало для Василия краеведение. Он исследовал историю Коркино. Его заметки на эту тему с удовольствием печатала единственная на ту пору местная газета «Горняцкая правда». Итогом стал выход книги «Коркино. Трудный уголь посёлка». Семья в это время жила уже в Гамбурге, но гордость за проделанный труд от этого не уменьшилась.
…Старший сын в семье, Юрий ещё в школе увлекался краеведением. Читал всё, что попадалось на заданную тему. В профессии он тоже пошёл по стопам отца – в горную промышленность, заочно закончил Горный институт в тогда ещё Свердловске. Работал механиком, энергетиком, что помогло и в Германии, куда семья переселилась в 1994 году. К сожалению, его небольшое предприятие, куда устроился электриком через десять лет перестало существовать, и он остался без работы. Печально, но недаром говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло – у Юрия появилось время для исследования родословной своей семьи. Он выяснил, что списки тех, кто в далёкие времена покинул Германию, попали в Америку и есть в интернете на английском языке. Правда, фамилии, часто искажены. Нужны часы кропотливого труда, чтобы докопаться до истины. Юрию это удаётся. Особенно он доволен, когда находит родственников.
Конечно, встречи с представителями старшего поколения, их рассказы дают больше, чем сухие перечни фамилий. Но без этих списков не было бы и встреч. Теперь Юрий жалеет, что не занялся историей семьи раньше. Многих очевидцев уже нет среди нас…
Родословная готова, надо её оформить. Пора бы заняться и фотоархивом отца. Сам Василий Васильевич по состоянию здоровья уже не сможет этого сделать. Юрию хочется больше и путешествовать. Их с женой интересует только активный отдых. И обязательно надо ещё побывать на родине отца – городе Марксе, где закончил школу в 1939-ом…
- В Коркино приезжаю довольно часто, раз в два, три года, - говорит Юрий Цицер. – Первое время скучал очень сильно. Это никуда не уходит…
Юрий Васильевич признался, что унаследовал от отца черту – он индивидуалист. «Конечно, в этом случае страдает семья. Однако тогда отец сделал бы для города меньше…»
Это строки публикации уже почти трёхлетней давности. И вот Юрий Цицер снова – в Коркино.
На ответном слове – ни одного восклицания, хотя видно, как счастлив в душе. Ни одного лишнего кича про отца, столько сделавшего для земли, ставшей вторым домом. А всё – про земляков, про историю почти каждого снимка и Человека на нём. Маркшейдеры, техники, механики разреза, простые коркинцы на семейном фото, у киноклуба, на улицах Коркино…
«И про отца родного своего мы знаем всё. Не зная ничего…», - кажется эти строки становятся долей истины, когда удаётся перехватить лишь взгляд Юрия Васильевича. Рассказывая про историю снимка, он точно вновь и вновь переживает встречу с отцом. Познавая то, чего не постиг в искрящемся детстве, в эгоистичной молодости… И потом, когда было много времени – на друга и врага. А сознание того, как бескорыстны и честны были поступки наших отцов, приходит только сейчас…
- Фотографии – это великолепный способ изучить историю. Каждый снимок сделан Василием Васильевичем Цицером много лет назад. Но он оказался в нужном месте, в нужное время, - обращается к аудитории администратор городского выставочного зала Н.В. Шитякова.
О том, как рождалась для выставки подборка этих исторических снимков, рассказала куратор вставки, член Союза фотохудожников России Анастасия Костылева:
- Я так рада, что вас так много… Я очень благодарна вам за это. Хочу выразить огромную признательность Юрию Васильевичу за то, что он оказал мне невероятное доверие, позволив работать с этим интересным материалом, сделать проект, позволяющий глубже взглянуть на роль человека в истории, на каждого из нас. Краеведение, фотография, собирание малоизвестных фактов помогало Василию Цицеру укорениться в чужом тогда месте, учиться жить заново. Он был человеком, очень остро ощущающим потребность передать связь между поколениями. И мы, глядя на эти снимки, ощущаем эти скрепы, их тепло и значение…
«Это же сотая аптека, а вот магазин «Огонёк», а вот дядя Ваня, помнишь?» - во время комментариев Ю.В. Цицера к снимкам отца, по залу, точно живая дрожь, бежит трогательная волна воспоминаний. Бежит шёпотом, осторожно. И только ей разрешено вернуть нас в молодость…
Цветы и признания, дорогие сердцу слова Юрию Цицеру адресуют директор коркинской детской школы искусств Л.В. Кистер и Почётный гражданин Коркинского района, краевед Л.К. Суслова.
«Ещё раз спасибо огромное Анастасии Алесандровне Костылевой, - благодарит инициатора волнительного проекта Лариса Вальтеровна Кистер. – Не было бы её упорства, мы бы не увидели это в таком масштабе…»
А вот Лидии Кузьминичне Сусловой посчастливилось работать с самим Василием Цицером, перенимая его жажду сохранить историю для живущих.
- Мне очень трепетно быть на этой выставке, ведь я была знакома с автором снимков. Это был далёкий 1962-ой год, - уносит нас в ту эпоху рассказ Л. Сусловой, - мы с ним вместе работали в Коркинском горном техникуме. Фотоаппаратов было тогда мало, а он стремился зафиксировать любое событие: от простого до сложного, каждый интересный момент жизни города, жизни техникума. Я очень рада, что в год 80-летия получения Коркино статуса города мы имеем с вами возможность оценить, как было и что стало… И спасибо, что есть такие люди, которые продолжают жизнь Василия Васильевича. У меня лично интерес к краеведению пробудил именно он. Этот человек не только фотографировал, но и писал, покоряя скрупулёзностью, щедрым даром личного восприятия. Он встречался с людьми, переписывался с архивами, стремясь найти первую дату рождения нашего поселения Коркино. И им оставлено богатейшее наследие, архив. Живу надеждой, что найдётся меценат и поможет издать сборник этих бесценных документов. Дорожу словами в предисловии книги Василия Цицера «Трудный уголь посёлка»: «Глубоко признателен Лидии Кузьминичне Сусловой, надоумившей и подтолкнувшей к созданию этой книги…» Василий Васильевич уже жил в Германии, а я по архивам собирала его материалы, статьи и отправляла ему. Тираж этой книги обидно маленький, всего двести экземпляров, её очень трудно найти. Сборник был издан на средства Международного фонда немецкой культуры и подарен Коркино. Ещё мало написано о том, каков вклад нашего города в Великую Победу. Смеем надеяться, что книга, также, как и снимки Василия Цицера, станут отправной точкой. Вслед за Василием Цицером я стала тоже писать, и сегодня работаю уже над четырнадцатой книгой. Очень хорошо помню его: высокий, подтянутый, галантный, интеллигентный, интеллектуальный, общаться с ним было удовольствием. Он пробудил во мне желание заняться архивом своей семьи. Собирайте тоже архивы, рассказывайте детям и внукам, у нас есть история! А Юрия Васильевича знаю с подростков, спасибо и низкий поклон, что продолжает, начатое его отцом!
…Человеку, как говорил в своих стихах Роберт Рождественский, надо мало. Вроде никаких материальных вкладов у нас от выставки «Угли», а как на сердце тепло… Вроде несколько заветных слов об отце, а как это много!
Улетая в начале марта в Германию, Юрий Васильевич подарил сокровищницу отцовских фотографий «Угли» музею родного Коркинского горно-строительного техникума, а ещё – редчайшее фото взрыва, положившего начало местному угольному разрезу. В КГСТ на отделении подготовки специалистов среднего звена музейным фондом заведует одноклассница Юрия Цицера, его сподвижник, краевед, автор нескольких книг Е.Ю. Даванкова. Студенты помогли Елене Юрьевне разместить фотокартины самым выгодным для них способом. На невесомых ниточках они плывут в пространстве, точно облака Памяти.
Так в желании подарить Юрий Цицер скромно и незаметно опередил нас. Всё-таки опередил…
Светлана Межевич
Фото автора
Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг —
один
и враг —
один…
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей —
жила.
Человеку надо мало:
после грома —
тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь —
одну.
И смерть —
одну.
Утром свежую газету —
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И —
межзвёздную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности, —
немного.
Это, в общем-то,
— пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку
мало
надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал.
Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, 1973 год