Сегодня в век современных информационных технологий, когда без компьютерной грамотности не обойтись, специальность мастера по обработке цифровой информации входит в категорию актуальных и востребованных.
Именно этой профессии были посвящены музейные часы, которые прошли 11 марта в рамках декады профессии «Мастер обработки цифровой информации» на отделении подготовки квалифицированных рабочих и служащих в музее истории для студентов первых и вторых курсов.
Чтобы работать мастером по обработке цифровой информации недостаточно одного умения пользоваться компьютером и обладать навыками поиска информации в сети Интернет. Необходимо уметь пользоваться операционными системами и программными продуктами. Новые технологии не стоят на месте и постоянно совершенствуются. Оператору необходимо не только быть в курсе последних новинок, но и знать преимущество той или иной электронно-вычислительной машины. Помимо умения работать с офисной техникой, оператор должен знать основы документоведения, бухгалтерского учёта и кадровой работы.
Инициатором создания профессии оператор ЭВМ в профессионально-техническом училище № 33, ставшем отделением КГСТ, был Олег Леонидович Чашников. Он с готовностью согласился рассказать эту историю.
В начале 1990-х годов, с развитием технологического прогресса возникла потребность в обучении по профессиям, привлекательным для молодёжи. Именно в это время в училище № 33 поступает на работу выпускник Челябинского политехнического института, инженер-электронщик О.Л. Чашников. Директор училища Г.И. Ламбрехт и Олег Леонидович принимают решение начать подготовку операторов ЭВМ. Ни в одном учебном заведении города подготовка по этой профессии не велась, именно поэтому предполагалось, что выпускники школ с желанием пойдут учиться в училище и после его окончания легко устроятся на работу.
В 1992 году был объявлен первый набор. Он оказался настолько успешным, что вместо планируемых 30 человек к учёбе 1 сентября 1992 года приступили 33 выпускника средних школ и 58 выпускников общеобразовательных школ.
Профессия оператора ЭВМ в 1990-х годах считалась престижной, поэтому в эти группы приходили выпускники школ, имеющие хорошие знания. Группы операторов ЭВМ оказались самыми сильными в училище, и на их базе преподаватели апробировали новые технологии, методические приёмы, проводили открытые уроки. В органах самоуправления операторы ЭВМ также заняли лидирующие позиции. Словом, появление операторов ЭВМ положительно сказалось во всём.
Олег Леонидович рассказал:
- Для обучения операторов ЭВМ нужна была материальная база, и в первую очередь компьютеры. В 1991 году в училище появились три первых компьютера. Вскоре базовое предприятие предоставило дисплейный класс из 12 ПЭВМ БК-0010 и головной машины ДВК-2М, которая сегодня стоит в музее. Вот на этой технике и стали обучать будущих операторов ЭВМ. Постепенно приобретались новые компьютеры. Но так как по разным причинам компьютеры выходили из строя, то обучаться ребятам было нелегко, тем более, что в 1990-х дома компьютеров почти ни у кого не было. Однако желание получить необходимые навыки было настолько большим, что ребята все трудности преодолевали. В училище поступили сразу два компьютерных класса: один – подарок от работающего тогда губернатора Челябинской области П.И. Сумина, второй – от кандидата в депутаты Госдумы В.К. Гартунга. И у каждого учащегося из группы появилось своё рабочее место.
О.Л. Чашников был ведущим специалистом-преподавателем ЭВМ. Этот человек дольше всех готовил операторов ЭВМ – целых 15 лет.
Олег Чашников рассказал и о методическом объединении педагогов, которое готовило операторов ЭВМ, мастеров по обработке цифровой информации.
За 24 года профессиональной подготовкой по этим компетенциям занимались около 15 педагогов: преподаватели спецдисциплин и мастера производственного обучения. Это Р.Н. Коркина, мастер производственного обучения операторов ЭВМ; О.Т. Нугманова, педагог спецдисциплин операторов ЭВМ; И.А. Погонялкина, преподаватель спецдисциплин; К.А. Рябухина, мастер производственного обучения и многие другие талантливые педагоги и мастера. Каждый из них вносил определённый вклад в профессиональную подготовку юношей и девушек, формирование их личности.
О качестве подготовки операторов ЭВМ в профучилище могут рассказать результаты конкурсов профмастерства по этой профессии. В 1995 году наиболее подготовленные учащиеся ПУ № 33 отправились в составе делегации Челябинской области в Москву на всероссийскую научно-практическую конференцию, где вошли в десятку лучших среди 150 участников и были приглашены на международную конференцию. В 2006 году команда в составе педагога Ирины Александровны Погонялкиной и Андрея Замятина заняла пятое место, а команд было 32!
В 1999 году в ПУ № 33 было создано научное общество учащихся. Его участниками стали студенты, обучающиеся разным профессиям, но больше всего было операторов ЭВМ. Под руководством преподавателя математики Н.В. Сафроновой ребята создавали электронные учебные пособия по математике, логике. Многие отмечены дипломами министерства образования Челябинской области, а учебное пособие по логике, созданное Максимом Абрамовым – III место на всероссийском конкурсе «Созвездие». Кстати, этот парень тогда получил премию Президента РФ.
С начала 2000-х годов с большим успехом наше училище участвовало в областных олимпиадах технического творчества.
Имена лучших выпускников занесены в Книгу Почёта. С 1995 года, когда был создан первый выпуск операторов ЭВМ, туда вписаны имена 23 выпускников. Из них 12 – операторы ЭВМ.
Все эти факты свидетельствуют о том, что обучающиеся – операторы ЭВМ и мастера по обработке цифровой информации сыграли видную роль в профессиональном училище № 33 и на отделении ПКРС КГСТ, принесли славу своему учебному заведению. Именно в этом большая заслуга основателя профессии подготовки операторов ЭВМ и мастеров обработки цифровой информации О.Л. Чашникова и всего большого высоко квалифицированного педагогического коллектива.
Н.П. Красикова,
заведующая музеем отделения ПКРС