В минувший вторник в главном корпусе Коркинского горно-строительного техникума прошёл педагогический совет с тематикой «Адаптация студентов и обучающихся первого курса к условиям образовательного процесса техникума. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников к новым условиям обучения».

IMG 0018

Педагоги поставили задачи: определить уровень знаний по дисциплинам первокурсников в рамках входного контроля и по итогам всероссийских проверочных работ; выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на степень социализации и адаптации; наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов и условий адаптированности первокурсников.

Все эти задачи, а также повестку дня коллегам расшифровал директор КГСТ Михаил Афанасьев, призвавший также прислушаться к тенденциям дня, касающимся вакцинации.

О результатах мониторинга психолого-эмоционального состояния студентов первого курса, диагностике уровня адаптации и текущей деятельности по психологическому сопровождению коллегам сообщила педагог-психолог техникума Т.А. Игнатова.

- Адаптация первокурсников в новом образовательном учреждении, в группе – большая проблема, которую необходимо преодолеть как можно скорее и, желательно, положительно, - подчеркнула лозунг педагогической встречи Татьяна Анатольевна. – Большую роль играет формирование группы, тогда и студент примерит на себя свою новую роль.

Ускорению этих процессов, сказал Т.А. Игнатова, способствует исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих на начальном этапе обучения. Для оптимальной адаптации студентов первого курса важно знать их жизненные планы и интересы, уровень притязаний и самооценки, способность к сознательной саморегуляции поведения. Чтобы помочь новоявленным студентам, проводится определённая работа, и эти мероприятия можно разделить на два этапа. На первом выполняется оценка психологического статуса, ведутся беседы, встречи индивидуальные и групповые, собрания для родителей и т.д. Второй этап предусматривает использование полученной информации для проведения семинаров, внеклассных мероприятий, позволяющих предотвратить возникновение проблемных ситуаций в учебном процессе. Определяются мотивы учения, диагностика ценностных ориентаций.

- В процессе адаптации студентов-первокурсников выявились следующие трудности, - искренне рассказала психолог. – Присутствует недостаточная мотивация к выбранной специальности, некоторые не понимают особенности выбранной компетенции. А многие не могут оптимально настроить свой режим отдыха-работы. По сравнению со школьной нагрузка увеличилась, а какие ресурсы нужно перенаправить на эту «перезагрузку», не всем до конца понятно. Присутствует и боязнь публичных выступлений...

Далее Т.А. Игнатова нарисовала социальный портрет групп. Например, в ОДЛ-21 ребята почти полностью приспособились к своему коллективу, сами же студенты характеризуют себя как «весёлые, общительные, дружелюбные, отзывчивые, но порой медленные и странные». В КСК-21 признались, что не имеют «на счету» ни одного нелюбимого педагога, однако не все понимают, куда поступили… В СЭЗ-21 признались, что ленятся учиться, но характеризовали себя по высокой шкале общительности. Студенты ТОР-21 сами себе накидали такой портрет: крутые, шумные, несерьёзные. Понимают, что до конца не сплотились, но ведь и времени с начала учебного года ещё прошло немного. Есть «слабые» места и у ТЭРО-21, и здесь работы для классных руководителей, родителей, администрации техникума – непочатый край. Татьяна Игнатова дала коллегам несколько дельных советов по адаптации, способных «причесать» издержки трудного вживления в новый коллектив.

Анализируя недавнее обязательное проведение всероссийских проверочных работ, заместитель директора по учебной работе В.Е. Асташкина отметила, что был очень хороший охват студентов первого-второго курсов, они ответственно работали в аудиториях. И организационный уровень был высоким, несмотря на новизну процедуры. Работы проходили по профильным группам и мета-предметным знаниям. Некоторые студенты показали расхождение в оценках в школьном аттестате и на ВПР, другие же, например, студент первого курса Шитяков представил себя потенциальным кандидатом для предметных олимпиад, подтвердив статус школьного «отлично». Стопроцентную явку на ВПР показали группы ОДЛ-20, КОМ-20.

Заместитель директора по воспитательной работе М.Е. Медведева доложила педагогам об организации воспитательной работы в адаптационный период студентов первого курса.

Конечно, санитарные меры за последние два года существенно снизили количество проводимых с первокурсниками мероприятий. И всё же уровень и охват того, что удаётся воплощать в жизнь, помогает первокурсникам полноправно и комфортно вливаться в КГСТ. Проведены ознакомительные встречи и школы этикета на базе библиотечной гостиной «Гармония», познавательные интенсивы на площадках городского и внутритехникумовских музеев, межпоселенческой центральной библиотеки им. Кердана.

- Картина групп и внешний портрет студентов складывается даже из перемещения по городу, по тому, как наши ребята ведут себя, попав в иную, внеурочную среду, - дополнила меткими деталями своё сообщение Марина Евгеньевна. – Спортивный праздник показал, что многие не обладают высокой физической подготовкой. А вот творческий десант «Будем знакомы» продемонстрировал, как слаженно первокурсники могут мобилизоваться, и лучше всех это получилось у КСК-21.

Но есть много настораживающих нюансов, сказала Марина Медведева. Многие первокурсники совершенно не знают историю своей страны, Великой Отечественной войны. Например, на уроках совершенно искренне интересуются: «А как вы воевали?», «Все преподаватели в техникуме были на фронте?» Наверное, многое идёт не только от школы, но от семьи. И тогда остаётся лишь разводить руками…

Первокурсники постарались показать себя в выпуске стенгазет, старосты первого курса наравне с другими участвовали с своём первом для них старостате, многие записались в творческие объединения и спортивные секции. Но очень много ребят, кто абсолютно пассивен и безразличен ко всему происходящему…

Классные руководители групп первого курса охарактеризовали своих подопечных, обратив внимание на то, что много детей живут в неполных или многодетных семьях. Есть такие, кто вездесущую нецензурную брань избрал в качестве перевода своего мышления для окружающего мира, кто систематические опоздания предлагает как «визитку» для знакомства с педагогами… Однако в Коркинском горно-строительном техникуме такие «правила игры» педагогами не принимаются. Поэтому выводы для себя каждый первокурсник будет делать сам.

По итогам педсовета педагоги общим голосованием приняли проект решения. Его озвучила заместитель директора по учебно-методической работе Е.А. Квитко.  В круге выводов есть и такие: внедрить механизм наставничества в форме "студент-студент", "педагог-студент" с целью оказания помощи социально и ценностно дезориентированнм первокурсникам, оказывать консультационную помощь родителям обучающихся первого курса, и из группы риска; проводить профориентационные мероприятия с целью формирования у студентов положительного отношения к выбранной профессии или специальности и так далее.

Свои наблюдения о поведенческом стиле в общежитии отделения СПО представила его комендант Н.В. Лучинина. Нынче здесь проживают 44 иногородних студента, это очень большой заезд, и только на первом курсе – 20 человек. Наталья Валерьевна сказала, что родители у ребят – дружные, активные, живо интересуются судьбой своих детей и пытаются помочь администрации решать злободневные вопросы. А их жизнь нам подбрасывает, особенно нынче, очень много…

…Переключиться с проблем на педсовете помогли светлые моменты: преподвателю горно-механического цикла А.Р. Саитгалееву вручили именной сертификат за качественную подготовку студентов на "WS", а ещё коллеги поздравили с юбилеем преподавателя специальных дисциплин Надежду Ивановну Камкову, которая готовит будущих автомобильных техников и мастеров по ремонту автомобилей. Педагоги произнесли много приятных и трогательных слов, ещё раз напоминая, как нелегко педагогу-наставнику создавать портрет будущего поколения…

IMG 0034 IMG 0043 IMG 0046 

IMG 0059

                                                                                             Светлана Иванова

Фото автора

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter