Поступление в техникум и обучение в нём сопровождается для вчерашних школьников определёнными сложностями, что является пусковым механизмом процесса адаптации. В психологической адаптации принято, в частности, различать виды: адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к самим преподавателям, как личностям); адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций); адаптацию к будущей профессии.
Проблема адаптации студентов и обучающихся является достаточно острой, т.к. именно от благополучной адаптации во многом зависят не только дальнейшие учебные успехи и психологическая комфортность наших первокурсников.
Возрастные особенности наших первокурсников осложняют процесс адаптации, он требует внимательного изучения и оказания обучающимся помощи, предотвращения дезадаптации.
Успешнее адаптируются те студенты, профиль обучения которых совпадает с профессиональными намерениями, менее успешная у тех, кто не собирается заниматься в дальнейшем по данной профессии.
Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя разнообразные способы и средства воздействия на первокурсников со стороны преподавателей, психолога, классных руководителей и родителей. В нашем образовательном учреждении для студентов проводятся групповые занятия, индивидуальные беседы, классные часы, консультации студентов, педагогов, родителей на тему успешной адаптации первокурсников.
В целом процесс адаптации должен завершиться в течение года. Не адаптируются к новой социально- психологической среде техникума к концу года, как правило, только те первокурсники, которые имеют серьёзные личностные проблемы и нуждаются в специализированной психотерапевтической помощи.
Некоторые советы многоуважаемым педагогам для более эффективной адаптации первокурсников к новому учебному процессу:
- Учитывайте индивидуальный подход к студенту при опросе с учётом психологических и возрастных особенностей.
- Не сравнивайте между собой студентов, хвалите их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
- Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (мозговые штурмы, кейсы, ролевое разыгрывание ситуаций и т.д.), рефлексивный анализ учащимися своей деятельности (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету), разнообразные педагогические технологии.
- Применяйте такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.
- Задействуйте во время занятий такие методы контроля знаний как, письменный, тестовый и групповой, которые помогут снизить уровень эмоционального напряжения для студентов, страхи перед публичным выступлением.
- Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность студентам занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
- Уделяйте внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.
- Стоит всячески предупреждать повышение тревожности у студентов.
Можно рекомендовать следующий комплекс мер для более успешной адаптации: внеаудиторная работа (у нас проводится масса спортивных и развлекательных мероприятий и в масштабах группы), привлечение к научной деятельности (совместные поездки, экскурсии), привлечение к волонтёрской работе и т.п.
Рекомендации студентам по адаптации:
- Соблюдайте режим дня.
- Следуйте правилам здорового образа жизни.
- Планируйте собственную деятельность.
- Уделяйте больше времени самостоятельному обучению, для вас это залог успешного непрерывного образования.
- Следите за культурой речи, практикуйте бесконфликтное общение.
- Преодолевайте возникающие трудности, не бойтесь преград.
- Занимайтесь любимыми делами, спортом, хобби, это поможет вам развить творческий потенциал и даст возможность на некоторое время переключиться с ведущей (учебной) деятельности и поможет снять эмоциональное напряжение.
- Проявляйте терпение.
- Мыслите позитивно. В каждой ситуации находите хорошие стороны.
- Старайтесь не жалеть себя.
- Не стесняйтесь обратиться за советом к психологу техникума или к педагогам.
Рекомендации родителям студентов по адаптации к учебному заведению
- Следите за тем, чтобы ваш ребёнок соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, правильно организовал свой быт, поддерживал своё здоровье, соблюдал личную гигиену.
- По возможности создайте условия для полноценного обучения – исключите отвлекающие факторы.
- Контролируйте посещаемость и успеваемость обучающегося на протяжении всех лет обучения.
- Будьте внимательны к тем изменениям, которые вы замечаете в своем ребёнке.
- Опирайтесь на сильные стороны ребёнка, не подчеркивайте его промахи.
- В общении используйте такие слова поддержки, как: «Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо», «Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты готов к нему». И избегайте следующих фраз: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты», «Я так и знала».
Наши первокурсники также прошли индивидуальную психодиагностику по характерологическим особенностям личности, по результатам которой охарактеризованы, даны рекомендации педагогам по взаимодействию с ними. Приглашаю классных руководителей и самих студентов ознакомиться с результатами.
Т.А. Игнатова,
педагог-психолог ГБПОУ «КГСТ»