Поступление в техникум и обучение в нём сопровождается для вчерашних школьников определёнными сложностями, что является пусковым механизмом процесса адаптации. В психологической адаптации принято, в частности, различать виды: адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к самим преподавателям, как личностям); адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций); адаптацию к будущей профессии.

IMG 0031

Проблема адаптации студентов и обучающихся является достаточно острой, т.к. именно от благополучной адаптации во многом зависят не только дальнейшие учебные успехи и психологическая комфортность наших первокурсников.

Возрастные особенности наших первокурсников осложняют процесс адаптации, он требует внимательного изучения и оказания обучающимся помощи, предотвращения дезадаптации.

Успешнее адаптируются те студенты, профиль обучения которых совпадает с профессиональными намерениями, менее успешная у тех, кто не собирается заниматься в дальнейшем по данной профессии.

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя разнообразные способы и средства воздействия на первокурсников со стороны преподавателей, психолога, классных руководителей и родителей. В нашем образовательном учреждении для студентов проводятся групповые занятия, индивидуальные беседы, классные часы, консультации студентов, педагогов, родителей на тему успешной адаптации первокурсников.

В целом процесс адаптации должен завершиться в течение года. Не адаптируются к новой социально- психологической среде техникума к концу года, как правило, только те первокурсники, которые имеют серьёзные личностные проблемы и нуждаются в специализированной психотерапевтической помощи.

 

Некоторые советы многоуважаемым педагогам для более эффективной адаптации первокурсников к новому учебному процессу:

  1. Учитывайте индивидуальный подход к студенту при опросе с учётом психологических и возрастных особенностей.
  2. Не сравнивайте между собой студентов, хвалите их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
  3. Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (мозговые штурмы, кейсы, ролевое разыгрывание ситуаций и т.д.), рефлексивный анализ учащимися своей деятельности (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету), разнообразные педагогические технологии.
  4. Применяйте такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.
  5. Задействуйте во время занятий такие методы контроля знаний как, письменный, тестовый и групповой, которые помогут снизить уровень эмоционального напряжения для студентов, страхи перед публичным выступлением.
  6. Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность студентам занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
  7. Уделяйте внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.
  8. Стоит всячески предупреждать повышение тревожности у студентов.

Можно рекомендовать следующий комплекс мер для более успешной адаптации: внеаудиторная работа (у нас проводится масса спортивных и развлекательных мероприятий и в масштабах группы), привлечение к научной деятельности (совместные поездки, экскурсии), привлечение к волонтёрской работе и т.п.

 

Рекомендации студентам по адаптации:

  • Соблюдайте режим дня.
  • Следуйте правилам здорового образа жизни.
  • Планируйте собственную деятельность.
  • Уделяйте больше времени самостоятельному обучению, для вас это залог успешного непрерывного образования.
  • Следите за культурой речи, практикуйте бесконфликтное общение.
  • Преодолевайте возникающие трудности, не бойтесь преград.
  • Занимайтесь любимыми делами, спортом, хобби, это поможет вам развить творческий потенциал и даст возможность на некоторое время переключиться с ведущей (учебной) деятельности и поможет снять эмоциональное напряжение.
  • Проявляйте терпение.
  • Мыслите позитивно. В каждой ситуации находите хорошие стороны.
  • Старайтесь не жалеть себя.
  • Не стесняйтесь обратиться за советом к психологу техникума или к педагогам.

Рекомендации родителям студентов по адаптации к учебному заведению

  • Следите за тем, чтобы ваш ребёнок соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, правильно организовал свой быт, поддерживал своё здоровье, соблюдал личную гигиену.
  • По возможности создайте условия для полноценного обучения – исключите отвлекающие факторы.
  • Контролируйте посещаемость и успеваемость обучающегося на протяжении всех лет обучения.
  • Будьте внимательны к тем изменениям, которые вы замечаете в своем ребёнке.
  • Опирайтесь на сильные стороны ребёнка, не подчеркивайте его промахи.
  • В общении используйте такие слова поддержки, как: «Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо», «Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты готов к нему». И избегайте следующих фраз: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты», «Я так и знала».

Наши первокурсники также прошли индивидуальную психодиагностику по характерологическим особенностям личности, по результатам которой охарактеризованы, даны рекомендации педагогам по взаимодействию с ними. Приглашаю классных руководителей и самих студентов ознакомиться с результатами.

 

IMG 0032

Т.А. Игнатова,

педагог-психолог ГБПОУ «КГСТ» 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter