СГО Образование sgo.edu 74   asu pro 


 

Наши земляки и не только активно включаются в движение воспоминаний о своей личной учёбе в Коркинском горно-строительном техникуме либо о годах, проведённых здесь родными, об их судьбе. Напомним, что призыв к сотрудничеству найдёт продолжение в очередном издании, посвящённом 80-летию КГСТ.

Сегодня своим семейным архивом о «красном» выпускнике техникума Анатолии Васильевиче Соколове делится его дочь Маргарита Соколова

.daGItGgjOQ4

 

Мой отец Анатолий Васильевич Соколов родился 1 июня 1928 года в селе Малое Ухолово Рязанской области. Был третьим ребёнком в семье. В ней было восемь детей, однако одна девочка умерла в возрасте шести месяцев, а её одиннадцатилетний брат умер от несчастного случая.

Мама Анна Ивановна была домохозяйка, отец Василий Саватеевич Соколов был «ужасно» грамотный, окончил два класса церковно-приходской школы и работал счетоводом, продавцом в магазине.

Перед войной семья переехала в Казахстан, в Кокчетавскую область: по совету соседей, которые уехали раньше. Таким образом, во время Великой Отечественной семья оказалась в глубоком тылу. Но и здесь пришлось очень трудно, голодали. Отец учился в школе и подростком подшивал валенки и выкладывал печи. За это расплачивались продуктами. Про голодное детство в 30-е годы и про голод в войну он постоянно вспоминал и всю жизнь бережно относился к продуктам. Старшая сестра Нина Васильевна после шести классов, чтобы прокормить младших братьев и сестёр, пошла работать в колхоз. От тяжёлой работы надорвалась и лишилась возможности стать матерью.

Отец закончил девять классов, почему он не получил полное образование, десять классов, я не знаю. С образованием 9 классов он перед армией работал учителем начальных классов и одновременно был директором школы. Тогда после войны люди, окончившие 7 классов, шли учить первоклассников, ведь, и правда, были «ужасно» грамотные. Заведующий местным отделом народного образования написал рекомендацию в педучилище, где рекомендовал принять «такого-то…» на заочное обучение. Отец даже экзамены перед зачислением не сдавал.

Анатолий Соколов проработал несколько месяцев учителем и ушёл в армию. В то время служили долго, остался сверхсрочно. Всю жизнь вспоминал службу в армии, гордился, что по званию ефрейтор, не забывал сослуживцев, и солдатские щи, и кашу. Комсомольцем был, но в Компартию Советского Союза не вступил, считал, что недостоин.

После службы в армии приехал в город Коркино, чтобы учиться в горно–строительном техникуме. Здесь уже жили две сестры Нина Васильевна и Елизавета Васильевна. Обосновался в общежитии. Стипендия была по тем деньгам в 50–е годы 180 рублей, а отец, как отличник учёбы, получал 220 рублей. Покупали колбасу на завтрак, пили чай и шли на занятия. Учился папа 4,5 года и закончил учебу в 29 лет женатым человеком.

Два преподавателя техникума, фамилии их, к сожалению, не помню, горные инженеры, предлагали отцу как отличнику учёбы продолжить заочно обучение в горном институте и работать лаборантом в техникуме. Говорили: «Мы тебе поможем в учёбе!» Однако отец сказал, что устал жить на стипендию и хочет работать на производстве.

Когда в горном техникуме проходило его жизнь, те ребята сажали тополя около киноклуба им. М. Горького. Было это в 50-е годы. Теперь эти тополя разрослись, постарели, их бы выкорчевать и посадить новые молодые деревья…

Техникум отец закончил в 1957-ом году. Ему подарили книгу «Словарь иностранных слов», где было описано значение двадцати тысяч слов. Отец этот словарь берёг, боялся потерять. Эту книгу я потом отдала в музей профессионально-технического училища № 33, ставшим в 2012 году отделением КГСТ. У нас была выпускная фотография, висела в рамочке на стене, но к сожалению, потерялась во время ремонта еще в 60-е годы.

Отец закончил техникум и по направлению поехал в Кемерово. Ехал окрылённый, думал, что он отличник учёбы, его знания нужны. Но в Кемерово его встретили неласково. Начальник, наверное, увидел, что приехал не восемнадцатилетний пацан, а взрослый мужчина, женатый, отслуживший армию и побоялся за свое место. В Кемерово у отца с работой не получилось, и он вернулся домой. Он всю жизнь переживал, что этот период в его судьбе оказался таким негладким, это стало душевной травмой.

И когда я решила учиться в Первомайский техникум промстройматериалов, он был против, считал что в техникуме учиться не стоит.

А мне техникум помог. Тогда в 80-е годы, окончив среднее профессиональное учебное заведение, можно было рассчитывать на карьеру, получить неплохое место.

Мама любила рассказывать, что отцу предлагали преподавать в учебно-курсовом комбинате. А он не согласился совмещать основную работу и подрядную.

Был у нас родственник Иван Таранов, по-моему, с 1914 года рождения и образования у него было, наверное, несколько классов. И надо было ему сдать экзамен на машиниста экскаватора. Отец его хорошо подготовил и человек сдал экзамен.

Папа проработал на вскрышном разрезе четверть с половиной века и очень гордился таким большим стажем в одной организации. А потом узнал, что один мужчина отработал в одной организации 40 лет, и откровенно порадовался чужим успехам. Отец гордился, что он работает в угольной промышленности, неплохо разбирается в проблемах этой отрасли. Трудился на рабочих должностях, в том числе, помощником машиниста экскаватора. Последние два года перед пенсией работал уже машинистом. Анатолий Соколов просил начальника отвального участка: «Поставьте меня горным мастером». А тот ответил: «Не вижу руководящих способностей…»

В 55 лет отец вышел на пенсию по второму списку. Потом произошёл несчастный случай: упал, перелом шейки бедра и быстрая смерть…

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter