Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неадекватно настроены по отношению к себе и неоправданно зависимы от окружающих.
Также их отличает низкая коммуникабельность, заниженная или наоборот неадекватно завышенная самооценка (отсутствует самокритика), неумение управлять собственным поведением. У таких обучающихся наблюдаются нарушения личностного развития: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Нарушения проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности к внешним раздражителям и пугливости. У одних отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других - вялость, пассивность и двигательная заторможенность.
Как следствие, наблюдаются отставание в умении анализировать и воспринимать учебный материал, оперировать полученными навыками, сопоставлять и складывать вновь изученное с изученным ранее.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой – не допускать излишнего упрощения материала. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Нет сомнений, что дети с особенностями по здоровью требуют особых и даже индивидуальных подходов к обучению.
Обучение рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов: наглядности и индивидуализации.
В процессе обучения педагогу рекомендуется:
- использовать чеёкие указания;
- поэтапно разъяснять задания;
- учить последовательно выполнять задания;
- повторять инструкции к выполнению задания;
- демонстрировать уже выполненное задание (например, готовое изделие, чтобы ребята видели результат, к которому они должны прийти);
Советы педагогу по проведению занятий с такой категорией учащихся:
- чередовать различные виды деятельности - активные и пассивные, теоретические и практические части занятия (каждые 20-30мин.)
- включать физкультурные паузы (на 3-5 мин), почаще делать упражнения на расслабление мышц рук, шеи, релакс-минутки (включать на 2-3 минуты расслабляющую музыку, возможно даже во время выполнения практической работы) или, наоборот, применение «минуток тишины», что позволяет расслабить весь организм
- в теоретическую часть занятия вводить демонстрационный информационный материал (разнообразные печатные наглядные пособия, плакаты, индивидуальные карточки, презентации, фильмы)
- в практическую часть вводить аудио-звуковое сопровождение (спокойная музыка, звуки природы)
- предоставлять дополнительное время для завершения задания и для сдачи домашнего задания
- для лучшего усвоения специальной терминологии необходимо каждый раз писать на доске используемые термины, разобрать смысловое значение каждого слова; убедиться, что вас поняли
- не следует менять тему разговора без предупреждения, нужно использовать переходные фразы, например: «Хорошо, теперь переходим к обсуждению...»
- новый материал вводите в учебное занятие в начале – середине урока. К концу урока упрощайте виды деятельности.
Возможные способы оценки достижений и знаний учащихся:
- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- оценивать успехи учащегося в динамике, относительно предыдущих его работ
- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки
- акцентировать внимание на хороших оценках
- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился
- проводить переоценку переделанных работ.
В организации учебного процесса рекомендуется:
- использовать вербальные и невербальные поощрения (доброжелательный разговор «глаза в глаза», улыбка, кивание головой и другие знаки одобрения)
- свести к минимуму наказания за невыполнение правил (ориентироваться более на позитивное, чем негативное)
- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства
- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент
- игнорировать незначительные поведенческие нарушения
- в разговоре использовать простые короткие предложения и избегать употребления незнакомых для обучающихся оборотов и выражений
- если требуется повторять одну и ту же фразу, попытайтесь переформулировать её, сказать четко, не повышая голос. Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых
- не следует говорить резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если для этого имеются основания. Если собеседник проявляет дружелюбность, то учащийся с ОВЗ будет чувствовать себя спокойно
- при общении с людьми, испытывающими затруднения в речи, не следует: перебивать и поправлять. Необходимо быть готовым к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет больше времени. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
Помните, что у аномальных детей часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог лечит их, как и всем режимом учреждения. Необходимо проявлять твёрдость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определённое поведение.
Педагог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером. Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Будьте терпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение. Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям. Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, которые дети могут использовать по-своему.
Преподаватель должен проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь каждому, развивать веру в собственные силы и возможности.
Т.А. Игнатова,
педагог-психолог Коркинского горно-строительного техникума