Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неадекватно настроены по отношению к себе и неоправданно зависимы от окружающих.

b8718fb1c30cc95fe5b7a68dd619d172

Также их отличает низкая коммуникабельность, заниженная или наоборот неадекватно завышенная самооценка (отсутствует самокритика), неумение управлять собственным поведением. У таких обучающихся наблюдаются нарушения личностного развития: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Нарушения проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности к внешним раздражителям и пугливости. У одних отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других - вялость, пассивность и двигательная заторможенность.

Как следствие, наблюдаются отставание в умении анализировать и воспринимать учебный материал, оперировать полученными навыками, сопоставлять и складывать вновь изученное с изученным ранее.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой – не допускать излишнего упрощения материала. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Нет сомнений, что дети с особенностями по здоровью требуют особых и даже индивидуальных подходов к обучению.

Обучение рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов: наглядности и индивидуализации.

В процессе обучения педагогу рекомендуется:

- использовать чеёкие указания;

- поэтапно разъяснять задания;

- учить последовательно выполнять задания;

- повторять инструкции к выполнению задания;

- демонстрировать уже выполненное задание (например, готовое изделие, чтобы ребята видели результат, к которому они должны прийти);

Советы педагогу по проведению занятий с такой категорией учащихся:

- чередовать различные виды деятельности - активные и пассивные, теоретические и практические части занятия (каждые 20-30мин.)

- включать физкультурные паузы (на 3-5 мин), почаще делать упражнения на расслабление мышц рук, шеи, релакс-минутки (включать на 2-3 минуты расслабляющую музыку, возможно даже во время выполнения практической работы) или, наоборот, применение «минуток тишины», что позволяет расслабить весь организм

- в теоретическую часть занятия вводить демонстрационный информационный материал (разнообразные печатные наглядные пособия, плакаты, индивидуальные карточки, презентации, фильмы)

- в практическую часть вводить аудио-звуковое сопровождение (спокойная музыка, звуки природы)

- предоставлять дополнительное время для завершения задания и для сдачи домашнего задания

- для лучшего усвоения специальной терминологии необходимо каждый раз писать на доске используемые термины, разобрать смысловое значение каждого слова; убедиться, что вас поняли

- не следует менять тему разговора без предупреждения, нужно использовать переходные фразы, например: «Хорошо, теперь переходим к обсуждению...»

- новый материал вводите в учебное занятие в начале – середине урока. К концу урока упрощайте виды деятельности.

Возможные способы оценки достижений и знаний учащихся:

- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

- оценивать успехи учащегося в динамике, относительно предыдущих его работ

- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки

- акцентировать внимание на хороших оценках

- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился

- проводить переоценку переделанных работ.

В организации учебного процесса рекомендуется:

- использовать вербальные и невербальные поощрения (доброжелательный разговор «глаза в глаза», улыбка, кивание головой и другие знаки одобрения)

- свести к минимуму наказания за невыполнение правил (ориентироваться более на позитивное, чем негативное)

- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства

- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент

- игнорировать незначительные поведенческие нарушения

- в разговоре использовать простые короткие предложения и избегать употребления незнакомых для обучающихся оборотов и выражений

- если требуется повторять одну и ту же фразу, попытайтесь переформулировать её, сказать четко, не повышая голос. Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых

- не следует говорить резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если для этого имеются основания. Если собеседник проявляет дружелюбность, то учащийся с ОВЗ будет чувствовать себя спокойно

- при общении с людьми, испытывающими затруднения в речи, не следует: перебивать и поправлять. Необходимо быть готовым к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет больше времени. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

Помните, что у аномальных детей часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог лечит их, как и всем режимом учреждения. Необходимо проявлять твёрдость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определённое поведение.

Педагог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером. Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Будьте терпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение. Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям. Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, которые дети могут использовать по-своему.

Преподаватель должен проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь каждому, развивать веру в собственные силы и возможности.

                                                                      Т.А. Игнатова,

педагог-психолог Коркинского горно-строительного техникума

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter