Logo obrazovanie svet


 

                                          

Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» было создано в апреле 2013 года и является самой крупной организацией, занимающейся полевой и архивной поисковой работой. Движение объединяет более 42 тысяч поисковиков всех возрастов в составе 1428 поисковых отрядов. Региональные отделения Движения открыты в 82 субъектах Федерации, в том числе, в Челябинской области.

rR6RRx0IABk

 

 

«На безымянных высотах наши слышны голоса…»

Участники Движения ведут поисковые работы во всех уголках нашей страны, которые затронула Великая Отечественная война: в Аджимушкайских каменоломнях Керчи, на курильском острове Шумшу, на Смоленской земле, на островах Гогланд и Соммерс в Финском заливе, - всего в 37 субъектах Российской Федерации. 

По данным Всероссийского информационно-поискового центра https://v-ipc.ru/  за последние 7 лет поисковиками захоронено порядка 150 тысяч советских солдат, установлено более 8 тысяч имён.

Активисты Движения не только каждый год выезжают на поля сражений, но и работают в архивах, помогают родственникам узнать о судьбе своих близких, ухаживают за воинскими захоронениями, составляют Книги Памяти, занимаются патриотическим воспитанием, реализуют просветительские проекты, проводят выставки по итогам поисковых работ.

19 апреля на Аллее Славы у мемориала «Вечный огонь» состоялось торжественное открытие регионального этапа Всероссийской акции «Вахта Памяти-2021». В мероприятии приняли участие более 150 активистов поискового движения.

С приветственным словом выступила первый заместитель губернатора Челябинской области Ирина Гехт:

- Поздравляю с началом нового поискового сезона! - сказала Ирина Альфредовна. - Более 30 лет поисковые отряды России объединяют десятки тысяч неравнодушных целеустремленных людей, которые вернули страницы истории, вернули семейные страницы многим людям нашей страны. В Челябинской области поисковое движение развивается достаточно давно и активно: 42 поисковых отряда, более 400 участников. За время вашей работы вы увековечили имена 157 бойцов, захоронили их с воинскими почестями, вернули потомкам утраченные страницы семейной истории. Это достаточно сложная, кропотливая и благородная работа. Мы благодарны вам за это. Вы выполняете важнейшую государственную задачу – сохраняете память истории».

Все поисковые отряды региона, собравшиеся возле «Вечного огня», получили напутственные письма от губернатора области Алексея Текслера. Кроме того, на торжественной церемонии открытия была заложена новая традиция «Земля Героев»: из каждой экспедиции поисковики будут привозить капсулу с землей. Все они будут переданы в музей поискового движения.

«Хочу пожелать вам удачи провести полевой сезон и не забывать про технику безопасности. Мы должны помнить, что наша работа нужна не только живым, но и тем, кто когда-то ушёл в бой и не вернулся. Я рад, что столько молодых ребят стоят здесь и в этом году отправятся в поисковую экспедицию, чтобы восстановить историческую память и вернуть имена из забвенья», – обратился к участникам председатель регионального отделения Поискового движения России в Челябинской области Евгений Гуринович.

Поисковые отряды, в том числе, коркинский отряд «Пламя» (руководитель Т.А. Первушина) отправились в экспедиции на места боёв времен Великой Отечественной войны в Ленинградскую, Псковскую области и Республику Крым. Отметим, что в прошлом году отряды Челябинской области подняли и перезахоронили 157 бойцов.

 

Без срока давности…

Нынче в составе районного отряда «Пламя» в Кировской области, в окрестностях урочищ Гайталово и Тортолово побывали студенты Коркинского горно-строительного техникума Дарья Гавриш, Анна Абрамова, трое активистов местного казачьего клуба «Ермак», в том числе – Александр Дрынкин, родной брат нашего выпускника-2021 Кирилла Дрынкина (группа ТЭРО-17) и другие ребята.

По договоренности руководителей двух поисковых отрядов Анна Абрамова работала поисковиком отряда «Опора» (Челябинск – Санкт-Петербург). Напомним, что эта девушка в своё время занималась в военно-патриотическом клубе «Воин» (молодёжное крыло всероссийской общественной организации «Боевое братство», руководитель «Воина» - ветеран боевых действий, преподаватель безопасности жизнедеятельности Коркинского горно-строительного техникума Александр Мокляк), вела активную спортивную борьбу за честь КГСТ.

Школу выживания Анна получила, в большинстве своём, благодаря родителям – Александру и Инне Абрамовым. Это известные в Коркино и не только люди: Инна – инициатор создания в Коркино юнифайд-движения, активистка городских волейбольной и баскетбольной команд, преподаватель физической культуры специальной коррекционной школы. Отец, Александр Абрамов в своё время вёл секцию спелеологии на станции юных техников, увлечён туризмом, долгое время трудился в органах МЧС. Собственно, «на почве туризма» эта уникальная многодетная семья обрела своё рождение, а сегодня одна из дочек Анна Абрамова, кроме богатой волонтёрской и поисковой деятельности, ещё – и инструктор по сплавам на порогах реки Ай. Интересно, что старший сын четы Абрамовых Максим – именитый марафонец.

Поэтому палаточные условия проживания, суровый туристский быт для Анны – не диковинка. К тому же, нынешняя всероссийская Вахта Памяти конкретно для нашей героини – уже третья.

Анна любезно согласилась ответить на ряд вопросов, рассказать о том, как проходит нерядовая по значению поисковая вахта для рядового солдата той войны. А точнее – её Героя…

- Зная мою активность, руководитель петербуржского сводного отряда «Опора» Евгений Кириллов попросил помочь, - рассказывает Анна. – В этом отряде работают только взрослые люди, многие заняты на производстве, и участвуют в поисковой вахте лишь в выходные дни. Поэтому каждая дополнительная пара рабочих рук - буквально самородок. Делаем-то одно общее дело…

Команда в «Опоре» - сплочённая, работать комфортно, - рассказывает моя собеседница. Интересно, что поисковую работу в с-петербуржской «Опоре» Анна вела от имени Коркинского района. А в поисковое движение Анна попала, ещё учась в местной школе № 8.

- Спасибо всем моим наставникам, в том числе, руководителю коркинского поискового отряда «Пламя» Татьяне Александровне Первушиной, - говорит сегодняшний опытный поисковик Анна Абрамова. – Мне довелось перечитать много литературы, документов, совершенствоваться в технике безопасности. А вот личная работа на раскопках – это вообще отдельная статья…

- Сразу вопрос: как такая хрупкая девушка не боится человеческих останков?..

- Страха нет. Хотя находим много черепов, в некоторых – осколки железа. Эмоции смешанные: волнение и радость. Да, радость, от того, что понимаешь: ещё один солдат Великой Отечественной обретёт законное место покоя. И свою славу… Непередаваемое чувство: ты поднял бойца! Значит, не зря ехал. Эта радость – внутри тебя. Ты не выражаешь её на публику…

В этой экспедиции в первом раскопе поняли: там, где роем, воронка. Она сужалась, и здесь мы нашли два подписанных медальона. Сегодня они на экспертизе, и каждый раз мы надеемся, что родственники живы, найдутся. Большой опыт нынче в «Опоре» я получила в передаче бойца-казаха и в заполнении документов: протоколов раскопа, эксгумации, передачи останков.

"Работать тяжело, - не скрывает Анна. - Вонзаешься в землю лопаткой, щупом, потом обрабатываешь находки кисточкой. Восемьдесят лет прошло, а в земле сохраняются кусочки обмундирования – волокна шинели, обрывки валенок, ботинок, кожаных ремней. Настоящая удача – личные вещи солдат. Это точно золото нашёл! Ложки, обрывки газет с читаемым шрифтом, находили трубку, перочинные ножи, фляжки, миниатюрные ножницы, крохотные иконки… В этом году ребята с Питера нашли значок снайпера. Смотря, в какой местности вы копаете: болотистые места плохо хранят тайны прошлого, а вот песок, глина – надёжные стражники былого. Мои коллеги по отряду рассказывали, что на одной из Вахт Памяти нашли котелок, а в нём – каша… И в хорошем состоянии".

Сама Анна нашла рулетку. «А на ней видны даже штришки. Хорошо «лежат» оружие, боеприпасы. Мы идём по лесу и видим: здесь была землянка…»

- А как это понятно?

- Углубление квадратное, к нему ведёт тропинка. Несмотря на то, что всё «припечатано» природным слоем. Хорошо пробиваются траншеи. Звук щупа помогает определить, что это: корень, косточка, кусок железа… Руководитель отряда «Опора» Евгений Кириллов – сапёр. Он скрупулёзно объясняет нам тонкости этого и поискового дела, исключая возможность детонации снаряда от случайного пинка, удара. Например, если на найденном снаряде есть поясок, значит, ствол он не прошёл.

Кроме поисковой, работа в палаточном лагере есть всегда: обустроить быт, поддерживать его. Копаем канавки, делаем дорожки, ищем дрова, зачищаем останки. Времени для пустого времяпровождения нет ни минуты: изнурительная работа на раскопках и в лагере требует восстановления сил. Раньше восьми утра выходишь из лагеря, дорога до раскопок – семь километров. И назад столько же. И так полный рабочий день, три недели. Однако только кажется, что три недели вахты – много. Время летит стремительно, все работают на наибольший результат. А вообще копать «на удачу» - не рационально. Профессионалы работают по архивным данным. Копаем до «материка» - это уровень земли в военные годы. От сегодняшней она отличается по цвету, твёрдости.

 

«Ходят по небу солдаты…»

- Результат на раскопках не оценивают, а ценят. Это большая разница, - утверждает Анна Абрамова. – Мы не делим находки. Поисковиков, конечно, поощряют: хорошо сработал – дают сгущёнку, варят пельмешки. Для нас это награда, потому что повседневная пища у наших добровольцев аскетичная: чай, каши, рыбные и мясные консервы. Но, конечно, работаем не за кусок и даже не за медаль.

О том, что поисковики работают за национальную идею, звучит в каждом не наигранном слове. И видно по натруженным ладоням, обветренным лицам этих благородных людей. Никто из них не ждёт фанфар и громких речей в свой адрес. Память о Героях войны подчас любит тишину, изредка нарушаемую клёкотом высокого журавлиного клина. В котором каждый – тот Солдат…

В момент раскопок Анна нашла обрывки каких-то документов.

- Такие вещи нужно выкапывать прямо с грязью, в пакет и – на экспертизу. Но ещё до отправки экспертам мы поняли, что нашли вещи военного корреспондента. А рядом на спине лежал и он… Я поднимала наверх его останки. За всё время мы находили много карандашей, почти у каждого солдата был свой. Может, писали письма домой…

- Анна, а как происходит перезахоронение?

- Выступают представители от властей, приезжает батюшка, отпевает. По возможности – военный оркестр, оружейная группа для дачи прощального залпа. Мы преклоняем колено, наступает минута молчания. Если родственники не найдены, солдаты найдут упокоение в братской могиле, но со всеми почестями. И, главное, будет сиять именная табличка… Нынче перезахоронение прошло на Синявинских высотах.

За время нынешней Вахты Памяти было поднято 225 фронтовиков, из них только с-петербургский отряд «Опора», где работала Анна Абрамова, нашёл 127 человек, коркинский отряд «Пламя» - 10 солдат. Руководством Русской медной компании заботы поисковиков взяты под опеку, и роль эту сложно переоценить.

В 2017 году моя собеседница присутствовала на награждении в резиденции Губернатора Челябинской области, получила Благодарственное письмо. Но, как повторила Анна, это не главное. Уже сегодня она готовится к поездке на следующий год в Ленинградскую область, Кировский район, в окрестности деревень Апраксино и Мга. Ведь если ты однажды присягнул Памяти Солдат Великой Отечественной, этому изменить невозможно…

Ходят по небу Солдаты.
Ходят строем, Бога ждут.
У него спросить им надо:
«Отче, нас когда найдут?

На исходе уже силы
И не пухом нам Земля.
Безымянные могилы…
Погибали, что, за зря?»

Аты-баты, аты-баты…
Врата, Боже, открывай.
Шаг печатают Солдаты,
Что идут из из ада в рай.

Людмила ДУБИНСКАЯ

 

 

20 мая Анна Абрамова встретила своё 19-летие. В одном весеннем месяце два дня рождения – Великой Победы и простого поисковика, которому, спустя 80 лет, суждено поднимать имена Победы.

Одним из самых дорогих подарков Ане будут общие достижения на всероссийской Вахте Памяти. Об этом знает только она, немного – мы. И те солдаты, кому земля по версии поэта С. Орлова, теперь – как мавзолей…

                                                                                                      Светлана Межевич

 

WJPC SjI1Fw fNMpbIYDuME 2dk8c2Eicy8 XhumncpD1m4

Фото из архива Анны Абрамовой

Использована информация из открытых источников

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter