Когда речь заходит о Великой Отечественной войне, то перед молодыми поколениями, которые не видели её воочию, встают образы, запечатлённые на фотографиях и в кинолентах фронтовых фотокорреспондентов и кинооператоров.
Видеоинформация имеет значительно более быстрое, сильное, убедительное воздействие на сознание человека, чем текст, требующий определённых умственных затрат от читающего, чтобы перевести печатные знаки в образы. Практически все наиболее известные фотографии о Великой Отечественной войне, которые есть в учебниках по истории, энциклопедиях, фотоальбомах – это продукция СМИ тех лет. На фронтах работали более 400 военных корреспондентов.
Мужеству и самоотверженности фронтовых фотографов была посвящена художественно историческая композиция-презентация «Победы нашей негасимый свет». Это мероприятие подготовил и провёл для студентов первого и второго курсов отделения подготовки квалифицированных рабочих и служащих сотрудник библиотечных филиалов № 4, 5 ЦБС Д.В. Петухов. С первых же минут исторической композиции ребята посредством фотографий времён Великой Отечественной войны окунулись в гущу исторических событий. С нескрываемым интересом слушали о непростом фронтовом пути военных фотографов, узнавали интересные факты фронтовых событий.
Дмитрий Владимирович рассказал об истории фронтовой фотографии и о боевом пути самых известных военных фотографов: Максе Альперте, Анатолии Архипове, Дмитрии Бальтерманце, Наталье Боде, Эммануиле Евзерихине, Георгии Зельма, Борисе Игнатовиче, Борисе Кудоярове, Марке Маркове-Гринберге, Евгении Халдее, Михаиле Трахмане, Александре Устинове.
Фотографам того времени мы обязаны тем, что помним о военных событиях не только через рассказы, литературу и песни, но и через прямые визуальные доказательства. Эти люди во имя сбора эпохальных кадров часто рисковали собой.
За годы войны многие журналисты погибли при исполнении редакционных заданий. Больше всего опасность быть убитым подстерегала фотокорреспондентов и кинооператоров. Если пишущий журналист мог набрать материал на командном пункте, в штабе воинской части или наблюдать бой на безопасном расстоянии, то снимающий должен быть в самой гуще событий, в адских условиях, чтобы запечатлеть всё на пленку. Ведь силы оптики не хватало, чтобы фотографировать боевые действия издалека, поэтому им приходилось быть на передовой, на переднем крае. И корреспонденты мастерски выполняли не только документальные, но и художественные задачи. Они снимали трагические события блокадного Ленинграда и победные марши Советской Армии. Константин Симонов, вспоминая о своих коллегах, писал: «И еще тяжелей, чем для нас, писавших о ней, война оборачивалась для тех, кто должен был снимать её на пленку – для военных фотокорреспондентов и операторов... Войну издали не снимешь, войну можно снимать только вблизи!»
Благодаря фоторепортерам сегодняшнее поколение знает, как выглядел первый день войны и как – последний. Фотография Евгения Халдея, фотокорреспондента ТАСС, на которой изображены москвичи, стоящие на тротуаре и с тревогой слушающие сообщение по радио о начале войны, стала хрестоматийной. Сделал он ее сразу же после начала радиосообщения.
Судьба распорядилась так, что и последний кадр о войне – «Знамя над Рейхстагом», который обошёл весь мир и каждый раз публикуется во всех газетах и журналах 9 мая, снят этим же автором.
Вошёл в историю и знаменитый снимок корреспондента ТАСС и Совинформбюро Макса Альперта – «Комбат».
Сегодня мы воздаём дань мужеству, самоотверженности военных фотографов, которые отдавая жизни создали для грядущих поколений незабываемые фото-вехи исторических военных событий.
Н.П. Красикова,
заведующая библиотекой отделения НПО