Для студентов первого курса в рамках декады предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин прошла междисциплинарная игра «Интеллектуальная мозаика». В её разработке участвовали педагоги С.П. Алиева, Т.И. Афонюшкина, Н.В. Нерух, И.В. Утробина, Е.Ю. Соколова, О.А. Рахматуллина, М.Е. Медведева, А.Н. Мокляк.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин, студентов первого курса с целью активизации интеллектуально-познавательных навыков студентов на основе повышения уровня эрудиции в области общеобразовательных дисциплин, развития творческой активности студентов, воспитания интереса, а также с целью применения её другими преподавателями.
Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности студентов, развития их самостоятельности, мышления является игра. В последние годы вопросы теории и практики игры разрабатываются многими исследователями. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Интеллектуальная игра является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личности. Участвуя в игре, студент проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления.
Интеллектуальная игра - неотъемлемая часть учебного процесса, одна из форм обобщения и закрепления материала. Она даёт возможность каждому студенту продемонстрировать приобретённые общеучебные умения и навыки, проявить интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов, тем самым у студента формируются стимулы саморазвития.
После приветствия студенты представили свои команды, а затем ознакомились с правилами игры по направлениям дисциплин: обществознание, химия, математика, иностранный язык, литература, история. Команды самоотверженно добывали баллы и по тематике военного искусства.
Задания были разнообразными и требовали быстроты реакции, мышления и полноты знаний. Например, некоторые вопросы по обществознанию были такими:
Формами какого вида познания являются понятие, суждение и умозаключение? (Рационального)
Назовите форму государственного устройства РФ (Федерация)
Назовите первую мировую религию (Буддизм)
Лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления. (Подстрекатель)
Допрос в присутствии друг друга двух ранее допрошенных лиц, в показаниях которых имеются существенные противоречия. (Очная ставка)
Не менее сложными были и задания по другим дисциплинам, решение анаграмм, ребусов, логических задачек.
Проведённая после подведения итогов рефлексия продемонстрировла суждения ребят об игре в форме синквейна.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Итак, кто же вышел победителем из интеллектуального баттла?
Первое место заняла группа ОДЛ-20 (46 баллов), на втором – КСК-20 (41), на третьем – ТОР-20 (29). Далее турнирная таблица отвела общее четвёртое место для группы ТЭРО-20 (18 баллов) и для КОМ-20 (18 баллов).
Поздравляем студентов с участием в «Интеллектуальной мозаике» и советуем развивать свой кругозор, не ограничиваясь лишь учебным материалом!
Благодарю всех преподавателей, оказавших помощь в организации мероприятий декады ПЦК ООД, директору КГСТ М.В. Афанасьеву за помощь в стимулировании студенческого интереса к разным формам учебного процесса.
Напомним, что в рамках декады нашей предметно-цикловой комиссии прошёл и выпуск стенных газет, рассказавших о поэзии Серебряного века, а также Акция добра. В этот день ребята писали друг другу добрые пожелания, опускали их в почтовый ящик в фойе. А почтальонами замечательно поработали студенты группы КОМ-20 – Виктория Шутова и Кирилл Савиновский.
С.П. Алиева,
председатель предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин