16 марта в библиотеке отделения подготовки специалистов среднего звена прошёл урок патриотизма в рамках Акции #Молодежь#ПисательПобеды. Встреча прошла на площадке литературной гостиной, а подготовили и провели её для студентов групп КСК-18 и ТЭРО-19 сотрудники детской библиотеки «Бибигоша» - методист Т.В. Чернова, заведующая читальным залом Ф.И. Мяготина, заведующая абонементом Е.С. Миних, библиотекарь Н.А. Батырева.
«Жди меня, и я вернусь. Только очень жди…» эти стихотворные строчки стали поэтическим паролем необыкновенного поэта и писателя Константина Михайловича Симонова.
В наследство он оставил нам свою память о войне, которая нашла отражение в стихах, очерках, пьесах, романах, в кино…
Родился К. Симонов 28 ноября 1915 года. Его отец, штабной офицер, погиб на первой мировой войне еще до рождения сына, и мать Александра Леонидовна, овдовев, в 1919 году переехала с сыном в Рязань, где вышла замуж за военного специалиста, преподавателя военного дела Александра Григорьевича Иванишева.
Много лет спустя, став уже известным писателем, Симонов напишет поэму «Отец» и посвятит ее Александру Григорьевичу, обратившись к нему со словами сердечной признательности.
Именно отчим сумел воспитать в будущем писателе горячую любовь к Родине.
Интерес же к литературе пробудила у будущего поэта и писателя его мать Александра Леонидовна, которая много читала, увлекалась творчеством Пушкина, Лермонтова, Тютчева и даже сама пробовала сочинять стихи.
После переезда с родителями в Москву осенью 1931-го, молодой Симонов тоже пробует писать стихи, а в 1934 году поступает в Литературный институт им. Горького учиться «на поэта», который через несколько лет успешно заканчивает. В это же время появляются и первые его творческие публикации.
Именно в этот период формируется основная тема Симонова – тема мужества и героизма, носителями которого являются люди, причастные к бурным событиям своей эпохи. Об этом его первые поэмы:
«Победитель» (1937), «Ледовое побоище» (1938), «Суворов (1939).
В 1937 году, Симонов, как и многие его сверстники, рвался на войну в Испанию. Но судьба распорядилась по-своему. В 1939 году он едет в район боевых действий против японских агрессоров на Халхин-Голе, где пройдет его первая «обкатка» войной. Войной малой, но оттого не менее жестокой.
Ещё одной вехой в это время в творческой биографии Константина Симонова стало его приобщение к журналистике: ведь там, на Востоке, он был не «командированным» наблюдателем из столицы, а сотрудником «Героической красноармейской» газеты, в которую его послали, как «многообещающего автора военной тематики».
С первых дней и до конца Великой Отечественной войны Константин Михайлович Симонов находился, в буквальном смысле этих слов, на переднем крае.
Став корреспондентом газеты «Красная звезда», он исколесил фронтовые дороги «от Чёрного до Баренцева моря». Те суровые годы стали для него и временем нового творческого подъёма.
Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня Великой Отечественной войны не умолкал голос поэтов и никогда к ним так чутко не прислушивались читатели.
То, что произошло со стихами Симонова в годы Великой Отечественной войны,- редкий случай в мировой поэзии. Их знали все - на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, читали по радио и с эстрады, посылали в письмах с фронта и на фронт. В те годы не было человека, который не знал бы «Жди меня», «Если дорог тебе твой дом», «Майор привез мальчишку на лафете». Великое стихотворение Симонова, покорившее все русские сердца - «Ты помнишь, Алёша...».
Студентам прочли строки этого стихотворения, сжимающего сердце и сегодня. А тогда в 1941-м, этот стих, посвящённый Алексею Суркову, стал общим для страны. Ребята узнали из рассказа историю рождения этого мощного произведения.
А стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», в котором автор словно бы ведёт неспешную беседу со своим фронтовым товарищем, выйдет в начале 1942-го в газете «Красная звезда» и станет одним из самых известных во всей отечественной военной поэзии.
Однако значительное место в военной поэзии Константина Симонова занимает любовная лирика. Война не уничтожила способность любить, тонко чувствовать добро и любоваться прекрасным. Воспоминания о довоенной жизни, о днях, проведенных с любимыми, о том, ради чего они выносят неимоверные трудности войны, очень нужны были советским воинам.
«Жди меня» стало самым известным стихотворением Константина Симонова, которое было написано им в июле 1941 года под Москвой в перерыве между командировками на фронт и посвящалось актрисе Валентине Серовой, в которую был влюблён молодой поэт.
Поэт вспоминал: «Самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Этот факт, что люди переписывали стихотворение, что оно доходило до их сердца, и заставил меня через полгода напечатать его в газете...».
После того как стихотворение было опубликовано в «Правде», Симонов стал самым известным и почитаемым поэтом в стране. А некоторые из историков Великой Отечественной войны считают, что для победы стихотворение «Жди меня» сыграло не меньшую роль, чем разгром немцев под Москвой.
Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями.
Поразительно, но именно отчаянно откровенная лирика Симонова оказывается необходимой, как хлеб, миллионам людей во время войны. Стихами Константина Симонова, посвящёнными Валентине Серовой, и ставшими на войне мерилом человеческих отношений, солдаты объяснялись в любви женам и невестам.
Ребята узнали на встрече, что К. Симонов пробовал себя в роли драматурга, в 1942-ом написал пьесу «Русские люди», прозу об обороне Сталинграда «Дни и ночи».
Как военный корреспондент Константин Симонов во время войны побывал не только на всех фронтах, он прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.
После же войны поэзия немного отошла в сторону, и со временем с именем Симонова-поэта по праву начинает соперничать имя Симонова-прозаика.
Война потрясла Константина Михайловича и наложила отпечаток на все его последующее творчество.
Первый большой роман Симонова «Товарищи по оружию», посвящённый событиям на Халхин-Голе, увидел свет в 1952 году.
В середине 50-х Константин Симонов приступает к работе над новым романом. И через три года появляется книга «Живые и мёртвые», в которой рассказывается о трагедии первых месяцев войны.
Белоруссия 1944 года, наступательная операция «Багратион» - эти события легли в основу третьей книги, которую Симонов назвал «Последнее лето» и в которой проведёт своих героев победными дорогами «последнего лета» Великой Отечественной.
Все три произведения были объединены автором в трилогию под общим названием «Живые и мёртвые», которая стала первым «панорамным» романом, представляющим широкую картину событий Великой Отечественной войны, романом-событием.
- Константин Михайлович Симонов завещал после смерти развеять его прах на Буйническом поле под Могилёвом, где в 1941 году ему удалось вместе с другими выйти из окружения, - звучат слова ведущих. - Именно об этом уголке Белоруссии писал он незадолго до смерти: «...И у меня есть кусок земли, который мне не забыть...».
Теперь на краю Буйнического поля стоит каменная плита. Напоминает она и о подвиге всей жизни писателя, и о его героях, и об их прототипах, о генерале Ф. Ф. Серпилине и полковнике С. Ф. Кутепове.
Об этом необычном памятнике сложили стихи Евгений Долматовский, Евгений
Евтушенко, Расул Гамзатов.
Как эпитафия звучит гамзатовская строфа:
«И навсегда повенчанный с войною,
Победоносный в прозе и стихах,
Живой и мертвый Симонов со мною,
Чей с полем боя породнился прах…»
Впереди - 9 Мая, и 22 июня - 80-летие начала Великой Отечественной войны. Эти даты лежат особой печатью на всех нас. И потому встречи подобного статуса призваны обогащать, питать патриотическим началом и гордостью за то, что эти люди, эти герои жили среди нас и ради нас...