За последние несколько недель жизнь очень изменилась, российское образование переходит на дистанционные формы и коммуникации. Как же лучше подготовиться педагогу к проведению уроков в онлайн-режиме, визуально и психологически? Давайте постараемся определить основные направления подготовки к дистанционному уроку. Соблюдение некоторых нехитрых правил даст вам возможность чувствовать себя психологически комфортнее и потратит меньше ваших ресурсов, необходимых для других сторон жизни.
Рабочее место
Истина такова, что студенты не должны тратить время и драгоценную концентрацию на разглядывание фона, на котором мы появляемся у них на мониторах или на экранах смартфонов.
В домашних условиях лучшим фоном, на котором будет выступать преподаватель, является белая стена без каких-либо деталей. Светлая, но не белая стена — тоже неплохо, но несколько хуже, так как даёт цветной отблеск на лицо и за счёт этого придаёт человеку слегка болезненный вид. Тёмный или чёрный фон — тоже отличное решение. Получается очень выразительная и стильная «картинка».
Чем больше деталей будет у вас за спиной, тем дольше студенты будут изучать их, а не ваш предмет. Если у вас уже есть белая стена без мебели — отлично, разверните рабочий стол так, чтобы во время трансляции камера «видела» вас на её фоне.
Очень важен свет. Позаботьтесь о том, чтобы верхний свет был ярким. При возможности замените лампы в потолочных светильниках на более яркие, тёплого дневного света. Будьте внимательны: верхнего света будет недостаточно ста процентов. Без дополнительной подсветки ваше лицо будет очень тёмным. А чем темнее оно будет, тем меньше внимания аудитории вы сможете удержать. Лицо в кадре надо ярко осветить, и это довольно просто сделать с помощью двух ламп.
Питьевая вода. Непривычный формат работы — это дополнительный стресс. От него нередко пересыхает горло. Позаботьтесь о том, чтобы рядом с вами стояла чашка с чаем или водой.
Предупредите всех домашних, что вы работаете и вам нужна полная тишина.
И еще раз про домашних. Ваш семья должна понимать, что вы на работе, и не отвлекать вас. Если в семье есть дети, кто-то должен во время трансляции присматривать за ними. То же касается и животных. В принципе, появившиеся в кадре дети или животные - это на самом деле «дело житейское», не надо этого бояться.
Внешний вид
Во время очных занятий необходимо использовать приемы для удержания и переключения внимания.
При живом общении нам доступны расположение и перемещение в пространстве, язык тела, позы и жесты для управления вниманием, контакт глаз с конкретными людьми в аудитории. Всё это прекрасно работает «вживую», но мы чувствуем себя не очень уверенно, когда лишаемся этого, переходя в онлайн-формат.
Чем это всё можно заменить?
- Ведите трансляции в выразительной одежде. Лучше, если она будет однотонной, чёткого силуэта, с яркими деталями. Это очень помогает удерживать внимание.
- Камера безжалостна к деталям.
Уважаемые педагоги-женщины, даже если вы не используете косметику в обычной жизни, тональный крем, тушь, пудра и помада могут помочь чувствовать себя увереннее в кадре. Особенно матовая пудра. Более яркое лицо удерживает внимание лучше (в сети есть много роликов о гриме, макияже для фото- и видеосъёмки).
- Садитесь перед камерой так, чтобы были видны жестикулирующие руки.
- Немного усильте эмоциональную экспрессию и мимику лица. Вы, наверное, замечали, что в телевизионных фильмах эмоции преувеличены. Помните об этом. Вы главная героиня в вашем фильме! Улыбайтесь.
Расправьте плечи! Сейчас вашему лицу, шее и плечам придётся не вербально выражать те нюансы, которые в аудитории мы выражали всем телом.
Причёска. Лёгкая небрежность в причёске выглядит в обычной жизни очень мило. В кадре это выглядит совсем иначе. Для успешной работы важно то, как выглядит «говорящая голова», включая причёску. Уложитесь аккуратно.
Чтобы понять, как вы будете выглядеть в кадре, включите лампы подсветки, сядьте за рабочий стол и включите встроенную фотокамеру. Это та же самая камера, которая будет вести трансляцию. Сделайте несколько фотографий и внимательно их рассмотрите: в порядке ли одежда, не попадают ли в кадр ненужные предметы и т. п. Выберите подходящий ракурс.
Негласные правила ведения онлайн-урока
Учащиеся будут более внимательны, если Вы создадите «эффект присутствия». Вот простые способы, как этого достичь:
Здоровайтесь более акцентированно, чем на реальном уроке. Обычного «Здравствуйте, давайте начнём работать» может не хватить. Скажите, что вы рады видеть собравшихся. Посмотрите на состав студентов и отметьте, сколько собралось людей: «О, нас уже шестнадцать человек, можем начинать!».
«Отмечайте посещение», даже если посещаемость не входит в вашу формулу итоговой оценки. Например: «Давайте начнём, прошу всех, кто пришёл вовремя и не опоздал, поставить плюс в чате». По мере появления этих «плюсов» можно их комментировать, например, так: «Ага, вижу: здесь Иван, Елена, Игорь, Даша... отлично. Всё, остальные будут считаться опоздавшими. Лучше начинать вовремя». Это делается для того, чтобы дети и родители почувствовали себя частью группы, а не просто зрителем перед экраном.
В середине занятия лучше сделать такую перекличку ещё раз, задав вопрос и попросив коротко ответить. Например: «Кто согласен с этим - напишите в чате «Да», а кто не согласен - напишите «Нет», кто не уверен - напишите «Нет ответа». По мере появления в чате ответов считайте их (если группа маленькая), и, если кто-то не отвечает, спросите: «Вижу мало ответов. Остальные присутствуют на занятии или уже отправились по своим делам»? Это даст студентам сигнал, что от занятия не надо отвлекаться.
Комментируйте свои действия. Например, иногда вам нужно переключить слайд, чтобы показать его на мониторе. Или включить кому-то из участников звук, чтобы спросить о чём-то. Если делать это молча, то возникает неловкость и эффект большой дистанции. А нам, наоборот, нужен психологический эффект присутствия.
Новый формат работы может показаться очень утомительным. Давайте сформируем некоторые психологические «волшебности», которые помогут вам, уважаемые педагоги, в вашем нелегком труде на дистанционном обучении.
Быстро отдохнуть помогают упражнения расслабления. Совсем без такого отдыха между занятиями работать в первое время будет сложновато.
Полезно ставить рядом с монитором что-то красивое и приятное глазу: это не будет видно учащимся, но будет видно вам. Особенно фото природы. При взгляде на эти предметы мы улыбаемся — и это ОЧЕНЬ важно при работе онлайн. Замечательно, если ваше рабочее место будет находиться у окна, из которого открывается замечательный вид на закат, ваш любимый палисадник или цветущую сирень.
Специфика дистанционного формата такова, что люди зачастую кажутся чуть более суровыми, суетливыми, неприветливыми или напряжёнными, когда их снимает камера.
Так что на поддержание комфортной обстановки на занятии стоит обращать особое внимание. Полезно в первое время ставить рядом с монитором зеркало: глядя на себя, вы сможете заметить, что нахмурились. В отличие от очной встречи, у учащихся мало возможностей правильно распознать ваши невербальные сигналы. Вы можете хмуриться из-за технических сложностей, а ученики могут принять это на свой счёт, напрячься - и это сразу же снизит эффективность работы.
Очень рекомендую внимательно понаблюдать за поведением в кадре хороших журналистов во время интервью, за дикторами программы новостей. Это профессионалы, привыкшие к камере, и в их поведении можно «подсмотреть» что-то, что пригодится нам в виртуальной аудитории.
Онлайн-преподавание - это новая профессиональная область. Тут пока нет единых стандартов профессионализма, они формируются прямо у нас на глазах. Так как программ подготовки к онлайн-преподаванию и онлайн-консультированию мало, мы учимся на практике.
Полезно вести видеозапись своих уроков, особенно первые трансляции. Это поможет вам не только подготовить в будущем полноценный онлайн-курс, но и даст возможность при пересмотре записи увидеть свои методические ошибки. Такие ошибки лучше сразу исправлять, формируя новые привычки.
Уважаемые педагоги техникума, среди наших студентов обязательно найдется гении, которые с радостью помогут настроить вам программу, микрофон и камеру: обращайтесь к ним за помощью, ребятам будет приятно проявить себя и чувствовать свою полезность в это непростое время.
Берегите себя и своих близких!
Ваш педагог-психолог ГБОУ КГСТ
Т.А. Игнатова